Валерий Татаров: «Президент за всех не ответит»

Валерий Татаров: «Президент за всех не ответит»
  Источники: Правмир, Интерфакс, Капитал страны, pravda.ru, ФАН.
Валерий Татаров, публицист, тележурналист:
- Смотришь прямую линию президента со страной и вспоминаешь другого Владимира Владимировича – Маяковского:
«Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел…» 
По общению с народом Путин вне конкуренции. Но после этой, 16-ой по счету линии, как-то не вдруг явился образ управдома Бунши из знаменитой комедии Гайдая, которого «терзали смутные сомнения».
Что-то около трех миллионов вопросов! Очуметь! Для политической стабильности – это очень хороший показатель. Но для развития гражданского общества, основанного на взаимной ответственности граждан, общества и государства, это никуда не годится. Потому что «ручное управление» не может продолжаться бесконечно. Ведь в чем нас хотят убедить? Что все разговоры о том, что в России «власть не слышит своих граждан» и что «у нас нет справедливости», являются злопыхательством. Если есть доверие, значит, есть и справедливость, верно? Особенно, если ваш вопрос дошел до первого лица.
Послушайте, как характеризует эти насущные вопросы местная пресса. Никто ее за язык не тянет, но именно местная пресса о федеральной власти «включает дурочку». Итак, цитата: 
«Все поступившие на прямую линию вопросы россиян направляются для решения в профильные министерства и главам регионов, а «наиболее чудовищные» решаются при участии Кремля».  
То есть большая часть вопросов направляется именно туда, где они до этого не получили никакого решения, но уже со штемпелем, типа «Под особым контролем контрольного Управления». Но как же все-таки быть с «чудовищными»? Скажу вам по секрету, что термин «чудовищный вопрос» не отражен ни в одном юридическом документе или законном акте страны. Это значит, что степень «чудовищности» определяется на глаз.
Перевожу на «язык родных осин». 
«Чудовищные» – это те вопросы, из-за очевидности которых есть угроза жизни и здоровью граждан, где уровень их замалчивания на местах является преступным, а равнодушие местных чиновников является запредельным.  
В этом смысле прямая линия Президента как способ фиксации и обнародования должностных преступлений является едва ли не единственным из оставшихся на сегодня.
Есть еще один, но его не пожелаешь и врагу. Этот способ называется «трагическим». Когда приведшая к трагедии безответственность или продажность чиновников, служит поводом для оргвыводов, репрессий, посадок, вызванных не столько дефицитом справедливости, сколько угрозами народных бунтов. Тогда чиновники или падают на колени, как недавно в Кемерово после пожара в «Зимней вишне», или садятся за решетку, как тамошний глава МЧС. То, что после аналогичных трагедий в Карелии на Сямозере или в Перми в кафе «Хромая лошадь» были наказаны только одни «стрелочники», лишь подчеркивает, что за последние два года ситуация с запасом доверия к местной власти кардинально изменилась в худшую сторону. Люди видят, что искать справедливость на местах бесполезно и апеллируют к Москве, где, по их мнению, и находится последний оплот честности и уважения к нуждам трудящихся.
Но это совсем то, о чем мы мечтали в конце 80-х, борясь с 6-й статьей Конституции об однопартийной системе руководства страной. Тогда ведь что не устраивало? Что добиться справедливости на местах в «чудовищных» случаях можно было, пойдя на прием к первому секретарю правящей и единственной тогда партии. Скажите, кому в голову сейчас придет искать правду у местной ячейки «Единой России»?..
Вот почему люди массово разочаровались как в местном начальстве, так и в местных СМИ. Простому человеку абсолютно некуда податься, кроме… Кроме, как сыграть в лотерею и попробовать дозвониться лично Путину. Можно только позавидовать тем счастливчикам, которые дозвонились. И еще – тем трем миллионам, кто пребывает в счастливой иллюзии, что справедливость есть.
Такое положение вещей напрямую связано с полной деградацией свободной прессы и превращением свободы слова в свободу развлечений. Власть делает вид, что у нас есть свободная пресса, а свободная пресса делает вид, что «отвечает чаяниям трудящихся»… 
В целом наши СМИ, - не только ТВ, - в совершенстве освоили «борьбу нанайских мальчиков», наблюдая за которой зритель думает, что борются вроде два подростка, а на самом деле – это один взрослый хитро одел меховой костюм.  
Публика даже после сеанса разоблачения расходится баиньки вполне довольная. Потому что видела, к каким последствиям приводит настоящая борьба двух мальчиков, один из которых свидомый, а другой москаль. Нам остается только верить на слово, что любое недовольство несправедливостью оканчивается майданом, а любой свободный журналист позовет на баррикады для изменения строя и непременно насильственным путем. Исходя из этого, тяга к высшей власти в виде прямого общения с Президентом – идеальный инструмент для поддержания стабильности и веры в справедливость.
Должен заметить, что Россия даже в периоды самого радостного безбожия оставалась глубоко верующей страной. Помните сцену из старой атеистической комедии «Праздник святого Йоргена», когда сотни калек и болящих устремляются за спасением и помощью туда, где, по слухам, их ждет спасение. Сцена гомерически смешная потому, что в ней отражено не столько бесхитростное коварство манипуляторов, сколько простодушие отчаявшихся: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад». 
Что-то похожее было и с явлением Кашпировского, который один вознамерился с помощью телевизора заменить собой всю систему здравоохранения.  
Ему почти это удалось. Потому, что народ оказался хорошо «подготовленным» к эффекту плацебо всем своим горьким опытом взаимодействия с убогой сферой медицинских услуг, справедливо называемой тогда «здравозахоронением». Скажите, с тех пор сфера медицинских услуг стала лучше? Не уверен, что радикально. Но мы не то, чтобы стали здоровее телом, но поумнели головой – это точно.
Подмечено не мной, что чем «проще» люди, чем больше времени они проводят у телевизора, чем больше верят в гороскопы, чем чаще покупают лотерейные билеты, тем охотнее они участвуют в разговоре «за жисть» с первым лицом. Но это полбеды. «Простые» люди просят Путина не только о решении каких-то текущих вопросов, типа сноса барака, льготных лекарств или установки новых парт в школе. Они просят еще… личного счастья. Люди так и спрашивают, «Когда у нас (в Петербурге, Волгодонске, Урюпинске…) наступит «белая полоса»? 
Народ просит у президента не только мост, но и щенка собаки, сфотографироваться вместе, приехать на свадьбу, подарок на день рождения мальчику, растущему без отца, устроиться на работу… Они просят счастливой жизни. В таком представлении о счастье хорошего мало. Потому, что люди перестают верить в себя, забывают Бога, если вообще помнили о Нем.  
Люди вообще видят свою жизнь словно со стороны. На расстоянии экрана или вытянутой руки. Если вы увидите человек на улице с протянутой рукой, то это не значит, что он нищий. Он делает «селфи». Вы видели эту странную сцену во время инаугурации Президента, когда он проходил мимо людей, а они… отворачивались от него, чтобы на фоне Путина сделать селфи? «Вот он я! А на моем фоне… Путин!»
Видеть в главе государства высшую инстанцию, способную изменить твою личную жизнь - это большое искушение отказаться от собственного поступка и ответственности за свою судьбу. Можно даже забыть про не отмененную никем заповедь о недопустимости сотворения кумира, - хотя это в чистом виде грех. Вера в одного человека – это обратная сторона современного «украинства». Постмайданная Украина убедила себя в том, что во всех ее бедах виноват только один человек. Нас это, вроде как, забавляет. Мы с некоторым превосходством и иронией взираем на «несчастных украинцев»… А сами?… А сами постепенно привыкаем к мысли, что за все и за всех ответит Путин.
Что с нами произошло? Какая украинская муха нас укусила? Что за вещество распылили над нашей Родиной, в которой люди потеряли веру в себя и строчат сотнями тысяч смс на прямую линию? Что за бомба взорвалась над нами?..
Да, кстати, о бомбе. Тут вполне уместно вспомнить, что на рабочем столе бывшего президента США Гарри С. Трумена, печально прославившегося приказом бомбить Хиросиму и Нагасаки, стояла табличка, выполненная в бронзе. Знаете, что на ней было написано? 
«Больше ответственность сваливать не на кого!»  

Президенту Трумену понадобилось загубить столько народу, чтобы это понять. А что нужно нам?..

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен