------------право-----------------------/>
На сей раз расчеты социологов и психологов северной столицы привязывались не только к финансам и прочим земным благам, но и к ценностям нематериальным. По мнению ученых, исследованная ими эмоция, конечно, тесно связана с ситуацией стране – и политической, и экономической. Однако именно от материального благополучия чувство счастья зависит далеко не всегда.
- Деньги важны тогда, когда их нет, если они есть, этот фактор становится не настолько важным, - полагает заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований Высшей школы экономики Эдуард Понарин. – Поэтому в странах с высоким ВВП счастье определяется другими факторами. Об этом же говорит ситуация в посткоммунистических странах и странах Латинской Америки. Здесь уровень богатства примерно один, при этом уровень счастья очень разный.
Эдуард Понарин. Фото lcsr.hse.ru «Самыми счастливыми» людьми, по словам ученых, на нашей планете остаются шведы, однако их индекс счастья с каждым годом снижается – несмотря на стабильно высокий уровень жизни.
По словам Понарина, сейчас в России наименьший уровень счастья у людей, воспитанных на советской идее равенства, а наибольший – у людей, обладающих более правыми взглядами, которые, как правило, более молоды.
- Счастье обладает одной исключительной особенностью, отличающей его от других феноменов бытия – оно субъективно, - заключает профессор кафедры психологии СПбГУ Светлана Посохова. – У каждого человека существуют определенные векторы осуществления счастья: любовь, вера в себя и доверие людям, отсутствие равнодушия.