Противогололедные реагенты в Москве: кому выгодно?

Противогололедные реагенты в Москве: кому выгодно?
  Остатки противогололедной смеси на газонах города. Фото: ИА FederalCity.

Уже долгое время москвичи и независимые и оппозиционные муниципальные депутаты Москвы отмечают чрезмерное и бесконтрольное применение противогололедных реагентов в столице. Многочисленные обращения депутатов в органы власти о замене химических реагентов во дворах домов, внутриквартальных проездах на экологически чистые антигололедные материалы не приносят результатов. ИА FederalCity предлагает обзор ситуации, сложившейся на текущий момент в сфере использования в Москве противогололедных реагентов (ПГР). 

Зачем Москве реагенты 

Применение противогололедных реагентов в Москве обосновывают необходимостью предотвращать травмы прохожих и обеспечивать безопасность дорожного движения. 

Под реагентом понимается состав из химических соединений, которые плавят снег и лед. В Москве используются твердые, комбинированные и жидкие противогололедные реагенты.  Жидкие используют для предупредительной обработки проезжих частей, но при температуре не ниже - 8ºС. При температуре от - 8 до - 12°C используются комбинированные реагенты, твердые – при более низкой температуре. Во дворах и на тротуарах должны использоваться комбинированные реагенты. 

Помимо реагентов должны использоваться фрикционные материалы – мраморная крошка 2-5 мм и гранитная крошка. 

Нормы использования реагента в Москве: 

до -8ºC — жидкий реагент, 30 г/кв.м 

до -12ºC — комбинированный реагент, 40 г/кв.м 

до -25ºC — твердый реагент – свыше 40 г/кв.м. 

Стоит отметить, что в городах Северной Европы против гололеда также используют реагенты, однако, по свидетельству очевидцев, там их применение диктуется целесообразностью и подчиняется здравому смыслу. Даже в Санкт-Петербурге использование реагентов отличается гораздо большей умеренностью. Москва же бьет все рекорды в посыпании дорог и тротуаров различными солями. 


Закупки реагентов: мощный рост и один поставщик  



Дворники в Южном Медведково разбрасывают реагенты на снег на газонах. Источник: www.facebook.com. 


Критики применения ПГР в Москве считают, что их использование ПГР очень выгодно коммунальщикам и закупщикам. ПГР легко применять в сравнении с механической очисткой улиц от снега и использованием крошки и песка. А власти Москвы большой расход реагентов может быть необходим в связи с возможностью большого освоения средств. 

Увеличению в Москве расхода реагентов и росту их закупок способствовало изменение правил их применения. Так, до недавнего времени применение технической соли на тротуарах, остановках общественного транспорта, парках, скверах и пешеходных зонах было запрещено. Теперь же это ограничение снято. 

На огромные и все возрастающие объемы закупок ПГР обращали внимание давно.  

Так, на зиму 2010-2011 гг. Москвой было закуплено 115,6 тыс. тонн за 1,3 млрд., а в 2016 году из городской казны на закупку реагентов было выделено 4 млрд рублей, в 2017 году сумма закупок составила уже 5 млрд рублей, в 2018 – 6 млрд рублей, а объем закупок ПГР составил 260 тысяч тонн.  

Закупки сопровождались скандалами. Так, основным поставщиком химикатов для Москвы долгое время – с 2011 года – является Уральский завод противогололедных реагентов. Учредителя завода Рустама Гильфанова в 2014 году арестовывали по подозрению в мошенничестве на сумму 2,5 млрд рублей путем манипуляций с составом реагентов, но дело было прекращено судом, а мэрия Москвы отказалась признавать себя потерпевшей стороной. 

Остатки противогололедной смеси на газонах города. Фото: ИА FederalCity.


Относительно закупок ПГР для Москвы только на Урале существует предположение, что они стали возможны после создания в Департаменте ЖКХ и благоустройства Москвы (которым руководил на тот момент Андрей Цыбин) и Департаменте природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) (руководитель – Антон Кульбачевский) специфических требований к реагентам, закупаемым Москвой, и технологии их применения. В частности, обновленная «Технология зимней уборки…» московских улиц включила в качестве основного реагента «Бионорд», выпуск которого был налажен на Уральском заводе именно в это время. Кроме того, в новой «Технологии» в два с половиной раза был увеличен расход реагентов по сравнению с предыдущим вариантом документа. 

А тендеры на закупку реагентов для Москвы выигрывали только две компании – ООО «Научно-производственное объединение «Путевые технологии» и ООО «Башхимпром». ООО "Уральский завод противогололедных материалов" владеет по 95% ООО «Башхимпром» (ЕГРЮЛ) и ООО «Научно-производственное объединение «Путевые технологии» (ЕГРЮЛ). 

"Бионорд". https://www.stop-led.ru. 

В 2018 году, как сказано выше, городские власти закупили реагенты на сумму около 6 млрд руб. И вновь это реагенты, которые поставляет ООО «НПО “Путевые технологии”» – структура Уральского завода противогололедных реагентов. 

Однако координаторы и эксперты "Московского Совета" подозревают, что в действительности на улицах города применяется более дешевый и экологически вредный реагент, тогда как "Бионорда" закупается не более десятой части от отражаемого в официальных документах количества. Разница между суммой покупки по документам и реальной стоимостью может составлять, как утверждается в пресс-анонсе "Московского Совета", около 1 млрд рублей. 

Для установления истинного положения дел с применением реагентов в Москве в "Московском Совете" предлагают активистам производить забор образцов рассыпанных реагентов на улицах Москвы и передавать их в "Московский Совет" для дальнейшего анализа в лаборатории.


Экологи и врачи о вреде реагентов 

Независимые эксперты однозначно заявляют о вреде использования реагентов для экологии и – пока еще менее определенно – для здоровья людей. 

Среди противников применения химии против гололеда хорошо известно имя профессора кафедры инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ, доктора геолого-минералогических наук Владимира Королева. В своей работе Оценка влияния противогололедных реагентов на городские территории при инженерно-экологических изысканиях (в соавторстве) он показал, что вследствие внесения ПГР снеговой и почвенный покровы подщелачиваются, это заметно угнетает растительность, при концентрации 8 г/л на растительность производится катастрофическое воздействие. Раствор противогололедных реагентов имеет высокую коррозионную активность по отношению к стали, а также способен растворять некоторые компоненты битумов и повышает износ асфальтового покрытия дорог. 

Избыточное распределение реагента на улице Москвы. Источник: ФБ. 


Королев также установил, что реагенты засаливают подпочвенные грунты, что в конечном итоге ведет к их суффозии – размыванию утечками воды из поврежденных коррозией трубопроводов, затем – к образованию провалов поверхности и аварийными ситуациями. 

Профессор подчеркивает, что реагенты опасны не сами по себе, а в виде дорожных остатков, при взаимодействии со снегом. 

Кандидата химических наук Юрий Орлов, выступая на круглом столе «Экологическая безопасность в Москве: проблемы применения противогололедных реагентов», организованном муниципальным депутатом Ириной Копкиной, отметил, что реагенты – неизбежное зло, но его необходимо уменьшать более строгим соблюдением технологий и объемов расходования ПГР. 

На упомянутом форуме по теме применения реагентов в Москве высказались и другие специалисты.  

Руководитель НИИ пульмонологии академик РАН, профессор, доктор медицинских наук Александр Чучалин считает, что необходимо разработать и внедрить научную программу, позволяющую выявлять экологически обусловленные заболевания. 

Коммунальные работники перекладывают ПГР возле жилых зданий.  Южное Медведково. Источник: www.facebook.com.


Кандидат биологических наук, сотрудник Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровья Минздрава России Мария Водянова констатировала, что «по медико-статистическим данным о заболеваемости, к сожалению, нет возможности объективно оценить, если ли связь между применением ПГМ и увеличением заболеваемости, так как многофакторность воздействия на здоровье слишком велика». 

Кандидат медицинских  наук, врач аллерголог-иммунолог ГНЦ «Институт иммунологии» Евгения Назарова сообщает, что врачи-аллергологи в последние годы отмечают рост числа обращений пациентов с респираторными ринитами в межсезонье, когда этих заболеваний быть не должно. Фактором, провоцирующим рост аллергопатологий, может быть таяние снега и испарения от реагентов. 

Развернутых медико-санитарных исследований о влиянии паров, содержащих токсичные испарения после применения смесей реагентов, в Москве еще не производилось. Но есть предположения, что воздушные взвеси или пары различных солей, которые используются в Москве на дорогах, приводят к хроническим и тяжелым заболеваниям легких, аллергии, астме и т.д., – считает Надежда Загордан, муниципальный депутат района Измайлово. 

По ее мнению, на медико-санитарные исследования требуются средства, которые могло бы выделить правительство Москвы. Но пока городское правительство лишь увеличивает закупки реагентов, не озабочиваясь тем, как влияет на здоровье людей их неограниченное применение.  

Депутаты Москвы против 

Муниципальные депутаты Москвы протестуют против применения ПГР, проводя акции, подавая иски и продвигая свои инициативы на федеральном законодательном уровне. 

Последняя инициатива – законопроект, предлагающий запретить использовать противогололедные реагенты во дворах и внутриквартальных проездах в Москве и дающий жильцам домов право определять, применять эти вещества или гранитную крошку. 



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен