Затонувший в Южной бухте главной базы Черноморского флота СПД-16 во время перехода из Севастополя в Поти в 1941 году отправил на дно моря гитлеровский "Heinkel He 111". Подробности – в материале ИА FederalCity.
Чрезвычайное происшествие с плавучим доком №16 и подводной лодкой Б-380 (бывший "Горьковский комсомолец", с 2009 года "Святой князь Георгий") случилось в ночь с 14 на 15 декабря в Севастополе.
Дизель-электрическая подлодка Б-380 (проект 641-Б "Сом") спущена на воду в 1982 году, однако спустя девять лет была поставлена на капремонт. Из-за развала СССР и последующего раздела ЧФ из ремонта так и не вышла.
С 2012 года находится в плавучем доке № 16 в Южной бухте Севастополя. В апреле 2016 года был объявлен тендер на утилизацию субмарины.
14 декабря 2019 года подводная лодка Б-380 вместе с доком погрузилась на дно бухты, но через некоторое время всплыла на поверхность.
Как стало известно, вместе с подлодкой был списан и плавучий док.
Между тем СПД-16 имеет долгую и славную историю, в которой есть уникальный боевой эпизод.
Плавучий док под номером 16 был построен корабелами Николаевского завода и спущен на воду в ноябре 1939 года. Через месяц после начала Великой Отечественной войны ПД прошел испытания и вошел в состав вспомогательных судов Черноморского флота.
В ноябре 1941 года немецкие и румынские войска взяли Севастополь в осаду, начались бомбардировки города и бухт. В этой связи командование приняло решение вывести плавдок из осажденного города и перебазировать его на Кавказское побережье.
Атака Люфтваффе на ПД-16 и корабли конвоя. Фото: svvmiu.ru.
9 ноября ПД-16 и танкер "Эмба" в сопровождении эсминцев "Бойкий" и "Смышленый" вышли из Севастопольский бухты и взяли курс на Поти. Переход был крайне сложным – мешал шторм, высокая парусность. На плавдоке находилось ремонтное оборудование Севморзавода, инженеры и рабочие дока вместе с семьями.
Скорость не превышала семи узлов, что делало караван крайне уязвимым для налетов вражеской авиации. Кроме того, весь караван был связан между собой тросами, что затрудняло противовоздушные маневры.
Единственной защитой каравана были средства ПВО, размещенные на эсминцах, танкере и плавдоке.
Во время семидневного перехода гитлеровские самолеты неоднократно атаковали конвой.
13 ноября во время одного из таких налетов огнем из тяжелого пулемета, установленного на плавдоке, был сбит тяжелый двухмоторный бомбардировщик Heinkel He 111.
Это был единственный в истории военной авиации случай, когда огнем с плавучего дока удалось сбить самолет.
На следующий день караван прибыл в Поти, где практически сразу приступил к доковым работам, которые не прекращались почти всю войну.
Жившие в тяжелых условиях, при 18 часовом рабочем дне, нехватке оборудования и запчастей, члены трудового коллектива ПД-16 за годы войны вернули в строй 189 боевых единиц Черноморского флота. 42 инженера и докера были удостоены орденов и медалей.
В сентябре 1945 года плавдок № 16 вернулся в Севастополь и с тех пор не покидал Южной бухты. За последующие годы ремонт в доке прошли более 3 тысяч боевых кораблей, подлодок и вспомогательного плавсостава Черноморского флота.
Подлодка Б-380 в плавдоке № 16. Фото: svvmiu.ru.