Политолог Вадим Максимов прокомментировал ИА FederalCity отсутствие упоминания о городе в новом законе Украины о децентрализации власти.
Предусматривающий внесение изменений в Конституцию страны документ был зарегистрирован в Верховной Раде 13 декабря. В нем предлагается изменить существующее административно-территориальное устройство государства путем введения института префектов и переформатирования областей.
"Если отбросить всю шелуху, то суть "децентрализации" в том, что Украина превращается из президентско-парламентской республики в чисто президентскую. Префекты назначаются главой государства, вся власть сосредотачивается в его руках. В своей время эту реформу собирался провести Порошенко, но ему не хватило времени. У Зеленского оно есть, равно как и большинство в Верховном Совете", - считает политолог Вадим Максимов.
Предложенные президентом изменения в основной закон страны сразу были приняты в штыки практически всеми политическими силами. Сторонники Порошенко обвиняют Зеленского в узурпации власти, а "миротворцы" – в отсутствии упоминаний об особом статусе Донецкой и Луганской областей, как это прописано в Минских соглашениях.
К слову, среди предложенных изменений в Конституцию нет и подтверждения, что Севастополь является городом республиканского подчинения. В частности, статья 133 указывает, что территория страны складывается из громад, округов, областей и Автономной Республики Крым. Правовой статус Киева определяется особым законом. В старой редакции это касалось и Севастополя.
Демонтаж украинских табличек у входа в здание госадминистрации Севастополя. Фото: news.pn.
"Похоже, что само слово "Севастополь" вызывает у киевского режима дискомфорт и фантомные боли. Город русской морской славы напоминает националистам, кто первый начал процесс возвращения полуострова в Россию. Что касается "лишения" Севастополя особого статуса, то это собиралась сделать еще Юлия Тимошенко, так что ничего нового в команде Зеленского не придумали", - поясняет Максимов.
Надо отметить, что статус Севастополя после развала СССР был неопределённым вплоть до принятия Конституции Украины в июне 1996 года. В ней Севастополь наряду с Киевом получил статус отдельного региона, приравненного к области.
В отличии от всех остальных городов Украины (включая ее столицу), Севастополь был единственным городом в стране, глава которого не выбирался жителями, а назначался президентом.
Всего в период с февраля 1991 года по февраль 2014 года в Севастополе сменилось девять председателей городской государственной администрации.
К слову, Севастополь был наделен особым статусом практически с момента своего основания. При императорах Романовых – город-крепость, затем база Черноморского флота.
Улица Большая Морская, Севастополь, 1949 год. Фото: pastvu.com.
В 1948 году было принято решение наделить Севастополь статусом "города республиканского подчинения", что было подтверждено указом Президиума ВС РСФСР № 761/2 "О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр".
Когда Крымская область РСФСР сначала Постановлением Президиума ВС РСФСР, затем его же Указом и, в апреле, Законом СССР, "учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи", была передана Украинской ССР, вместе с ней из России ушел и Севастополь.
Отметим, что упоминания о городе-герое нет ни в одном из этих документов. Однако де-факто это произошло, и самым главным маркером перемен был переход партийной организации Севастополя в состав Коммунистической партии Украины (КПУ).
Вместе с тем статус города центрального подчинения Севастополь сохранил – в период нахождения в составе УССР он был, наряду с Киевом, "городом республиканского подчинения", о чем прямо указано в Конституции УССР редакции 1978 года.
Фото: russiainphoto.ru.