В этот день 115 лет назад произошел разгон шествия петербургских рабочих, позже названный Кровавое воскресенье.
Шествие было инициировано разрешенной организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе с православным священником Георгием Гапоном, к которой присоединились нелегальные революционные организации. Выступление имело целью вручить императору Николаю II документ под названием «Петиция о рабочих нуждах». Он включал не только экономические, но и политические требования, в частности, созыв Учредительного собрания.
Несмотря на то, что в тот день царя не было в городе, демонстранты пытались прорваться сквозь солдатские оцепления, что вызвало стрельбу со стороны военных и разгон шествия, в ходе которого имелись человеческие жертвы. Кровопролитие привело к началу Первой русской революции.
Позже Гапон был обвинен революционерами в сотрудничестве с властями и убит боевиками-эсерами.
Сегодня в российском обществе на эту дату имеются противоположные взгляды.
- Власти наши и столетия этого события не заметили, и тем более 115-летия, - пишет телеграм-канал «Занимательная конспирология». – Зато заметили восстание декабристов и даже кино сняли, в котором говорится, что нельзя идти против царской власти, так как она от Бога. Хотя, у нас теперь любая власть от Бога. Ну, тут понятно – солдаты стреляли в солдат и офицеров, можно как-то объяснить это. Расстрел 9 января никак, кроме как кровавой бойней, назвать нельзя.
Бастующие рабочие у ворот Путиловского завода. Январь 1905 года. "Википедия"
- Николая II назначают виновным за Кровавое воскресенье, - говорит писатель и публицист Роман Антоновский. – Но, во-первых, основной инициатор шествия был двойной агент и провокатор поп Гапон. Который, вполне возможно, имел своей целью именно устроить бойню. Во-вторых, за три дня до шествия около палатки царя разорвался артиллерийский снаряд, что многими воспринималось как покушение. После чего армия и жандармерия были на взводе. У солдат был приказ не пускать людей ко дворцу, а не стрелять в них. Кто в итоге спровоцировал их на стрельбу: провокаторы революционеров среди рабочих или неумелое армейское командование – сейчас сложно понять. Но вот царь в этой истории был повинен косвенно.
Да и то погибших в тот день по разным оценкам было от нескольких десятков до нескольких сотен. Цифра страшная, но в десятки раз меньшая, чем ленинские и сталинские репрессии против народа. Если сейчас по вашим знакомым провести опрос, у кого есть в семье пострадавшие от репрессий коммунистов, примерно у семи из десяти семей найдутся родственники, которых расстреляли или отправили в лагерь по мнимому обвинению. А проведите опрос, кто пострадал конкретно во время Кровавого воскресенья или от политики Николая II и Столыпина. Да никого почти не найдете.