Ровно двести лет назад, 28 января 1820 года, русской экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена был открыт последний, шестой континент. Это было одно из величайших достижений в географии, и принадлежит оно нашей стране. Однако до сих пор в зарубежной историографии этот факт не признается почти никем. Мы публикуем статью об этом событии писательницы и публицистки Татьяны Алексеевой-Минасян, автора исторического романа «Белый континент».
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. "Википедия"
Несколько исследователей были очень близки к тому, чтобы стать первыми, кто ступит на этот материк. Но удача улыбнулась лишь участникам Первой русской антарктической экспедиции в составе 190 человек, приплывших на Белый континент на двух шлюпах – «Восток» и «Мирный».
В начале XIX века британский путешественник Джеймс Кук заявил, что корабли не могут прорваться сквозь сплошное кольцо из айсбергов за Южным полярным кругом. Но если европейцам и американцам даже в голову не приходило оспаривать мнение этого авторитетного мореплавателя, то в России считали, что его слова стоит проверить.
В 1819 году император Александр I подписал указ об организации антарктической экспедиции. 4 июля «Мирный» и «Восток» вышли из Кронштадта и двинулись в Атлантический океан.
Начальником экспедиции и капитаном шлюпа «Восток» был Фаддей Беллинсгаузен. Он происходил из семьи балтийских немцев, родился в прямом смысле на морском берегу – на эстонском острове Эзель. К этому времени Беллинсгаузен уже успел принять участие в первом русском кругосветном путешествии Ивана Крузенштерна, который и рекомендовал императору поставить его во главе экспедиции.
Капитаном шлюпа «Мирный» был назначен Михаил Лазарев, тоже имевший к тому времени множество заслуг в морском деле. В 1813 году он стал капитаном фрегата «Суворов», совершившем второе русское кругосветное путешествие.
Пингвины. Акварель из альбома Павла Михайлова
Всеми научными исследованиями в экспедиции заведовал профессор астрономии Казанского университета Иван Симонов. Он родился в 1794 году в семье купца, но с детства увлекался наукой и к 1819 году сумел сделать стать профессором сразу двух кафедр – практической и теоретической астрономии.
Кроме наблюдений за звездами, в его обязанности входило заниматься всеми остальными естественными науками: собирать коллекции минералов и растений, охотиться на животных и делать из них чучела, изучать магнитное поле, состояние льда и многое другое. Он сумел с большой точностью определить координаты Южного магнитного полюса и собственноручно поймал ядовитую медузу под названием португальский кораблик, получив при этом серьезный ожог.
Был в экспедиции и свой художник Павел Михайлов, академик Императорской академии художеств. До изобретения фотографии оставалось еще полвека, так что единственным средством показать людям, не бывавшие в южных полярных водах, местные пейзажи, а биологам – местные животные и растения, была живопись. И Михайлов превосходно справился с этой задачей.
Рисунок Павла Михайлова «Вид ледяных островов»
В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия, северную часть которого изучил и нанес на карту Кук. Русские исследователи довершили его дело, составив карту южной половины, и двинулись дальше.
Следующей их остановкой стал никому еще не известный остров – первым его заметил лейтенант Михаил Анненков со шлюпа «Мирный», и остров был назван его именем. Ну а дальше открытия следовали одно за другим: новые острова, новые виды пингвинов, новые рыбы…
В январе 1820 года кораблям преградили путь плавучие льдины, выглядевшие именно так, как их описывал Кук. На первый взгляд казалось, что сквозь них невозможно пробиться, но Лазарев и Беллинсгаузен не собирались сдаваться так легко.
28 января среди айсбергов нашелся просвет, а когда шлюпы прошли сквозь него, впереди, в туманной дымке, стали заметны еще какие-то блестящие белые горы. Это могли быть очередные плавающие глыбы льда, но над ними кружили стаи птиц – а они могли обитать только на твердой земле.
Маршрут первой русской антарктической экспедиции. Зеленым обозначены названия, данные во время экспедиции. "Википедия"
Так был открыт шестой и последний континент на планете Земля. «Восток» и «Мирный» обошли вокруг него, и их команды провели множество научных исследований и нанесли его берега на карту. Потом путешественники отправились на зимовку в Австралию и занялись исследованием некоторых островов Полинезии, после чего вернулись к антарктическим берегам и продолжили изучать их.
Весной 1821 года «Мирный» и «Восток» покинули Антарктику. Открытый их экипажами Белый континент, впервые увидевший людей, снова остался в безмолвном холодном одиночестве. Но теперь у него было имя – Антарктида. А на картах, которые русские путешественники увозили домой, теперь значилось множество новых названий: остров Петра I и берег Александра I, острова Бородино и Смоленск, острова Березино и Ватерлоо…
Почтовый блок марок, посвященный 200-летию открытия Антарктиды. Фото из ТГ-канала "ТопГан"
Однако до сих пор большинство тех, кто пишет об истории открытия Антарктиды на Западе, да кое-кто и у нас, утверждают, что, шестой континент открыли голландцы, англичане, американцы.
Короче, кто угодно – только бы не русские…
Как сообщало ИА FederalCity, летом прошлого года депутатами ЗакСобрания Петербурга было выдвинуто предложение внести в Госдуму законопроект о новом Дне воинской славы 28 января – Дне открытия Антарктиды. К сожалению, этого не произошло.