Обнаруженный при реконструкции главной севастопольской улицы Большой Морской 20-метровый лаз изучается археологами Херсонесского музея. Свое мнение о находке высказал ИА FederalCity историк Константин Мензелинцев.
При исследовании тоннеля выяснилось, что он проходит под площадью в направлении дома номер два по улице Большая Морская, который построен не месте, где до 1944 года располагался так называемый "Дом Хлудова".
Подземный ход тянется около 20 метров и заканчивается тупиком.
"Стены тоннеля обработаны, он явно не является естественным образованием. Не похож он и на технический проход или коллектор послевоенного периода. До революции над ним проходили трамвайные пути, поэтому вряд ли ход проделан тогда", - рассуждает Мензелинцев.
Строение на площади "Треугольной" (с 1883 года площади с часовней) было возведено в 1870-х годах, однако жилым стало после того, как было выкуплено купцом Василием Хлудовым.
Бывший дом купца Хлудова. Севастополь, начало прошлого века. Фото: waralbum.ru
С 1889 года на первом этаже дома начали размещаться магазины, салоны и рестораны, в подвале склады, а второй этаж занимали присутственные места городской Думы.
После революции здесь был клуб "Пролетарская кузница", а затем отделы исполкома горсовета Севастополя. Когда началась вторая оборона города, в подвале дома Хлудова разместили школу и отдел наркомата тяжелой промышленности.
"Ход под площадью Лазарева явно сделан не кустарно – киркой и лопатой. Есть все основания полагать, что за его созданием стоя государственные структуры. Не исключено, что тоннель соединял подвал дома Хлудовых с подвалами на противоположной стороне бывшей "Площади с часовней", и позволял безопасно передвигаться при бомбежке", - считает эксперт.
Бывший дом купца Хлудова. Севастополь, 1944 год. Фото: waralbum.ru.
Кроме подземного хода, при проведении земляных работ на площади Лазарева обнаружены еще некоторые фрагменты старого Севастополя. Во время прокладки траншеи строители наткнулись на фрагменты трамвайных путей и частично сохранившуюся кирпичную кладку.
Специалисты пришли к мнению, что это часть фундамента все того же дома купцов Хлудовых и трамвайных путей. Как заявил депутат Вячеслав Горелов, это уникальные находки, и их "надо как то обозначить".
Зазвучали голоса, что строительство на площади Лазарева надо заморозить и попробовать пробиться к подвалам купеческого дома, где исследователей могут ждать "сенсационные находки".
Находки во время строительных работ на площади Лазарева. Фото: sevzakon.ru.
Между тем эксперты этого энтузиазма не разделяют.
"Все подвалы дома Хлудовых до последнего кирпичика обстучали еще революционные матросы – надеялись, что известные купцы-коллекционеры зарыли там клад. Во время войны дом разбомбили, а затем полностью снесли и вывезли остатки. Что касается трамвайных путей, то они никакой исторической ценности в столь плачевном состоянии не представляют", - полагает историк Константин Мензелинцев.
Между тем стало известно, что генподрядчик реконструкции Большой Морской заключил договор с Херсонесским музеем-заповедником и теперь изучением тоннеля, трамвайных путей и кирпичной кладки займутся севастопольские археологи.
По всей вероятности, строители надеются, что исследование загадок площади Лазарева не займет много времени у компетентных специалистов-историков.
Находки во время строительных работ на площади Лазарева. Фото: sevzakon.ru.