Схема по реструктуризации долгов арендаторов, продвигаемая вице-губернатором Санкт-Петербурга Евгением Елиным, может нанести многомиллиардный ущерб городскому бюджету.
Петербургские власти выставили крайне высокую планку по увеличению доходности города – один триллион рублей к 2024 году. Однако уже сейчас становится очевидно, что реализовать план не удастся, ведь доходы города далеки от указанной суммы и в 2019 году составляли всего 774,5 млрд рублей.
Большие надежды возлагались на использование государственного имущества для увеличения доходов города. Однако в 2019 году выяснилось, что рассчитывать на серьезный рост поступлений от продажи и аренды госимущества не приходится. По оценке Комитета по имущественным отношениям (КИО), руководителем которого является Валерий Калугин, а непосредственным куратором сам Елин, объем дебиторской задолженности контрагентов Смольного составляет почти 30 млрд рублей, 20,8 млрд из которых являются фактически невозвратными долгами.
Валерий Калугин. Источник: https://www.gov.spb.ruКалугин сообщал, что в 2018 году город заработал на продаже и аренде недвижимости всего 22 млрд рублей. В 2019 году немногим больше – 22,1 млрд рублей. Солидная часть доходов, которые мог бы получить город от использования госимущества, отсутствует в бюджете в результате миллиардных долгов арендаторов. Порядка 21 млрд рублей фактически «подвисли в воздухе», поскольку многие юридические лица, оформившие ранее контракты, либо проходят процедуру банкротства, либо уже ликвидированы.
Чтобы избавиться от этого «бремени», Смольный подготовил законопроект о реструктуризации долгов арендаторов, сообщал Евгений Елин. Смысл разработанной схемы состоит в получении от арендаторов-должников хотя бы части средств в учет долговых обязательств, с последующим списанием остальной части долга. «Это как – 1 млрд оплатили, 10 – мы спишем?» – поинтересовались парламентарии. «Примерно так», – подтвердил вице-губернатор, добавив, что иначе долги так и будут мертвым грузом висеть на балансе города.
Схема списания долгов недобросовестных арендаторов обладает признаками коррупционной составляющей. Ведь указания о процедуре снятия долговых обязательств и количества получаемых средств в бюджет города в предложенном Елиным варианте нет. За счет КИО, который вице-губернатор курирует, появляется реальная возможность получения теневых средств с должников. Суммы, которые поступят в городскую казну, и те, что будут проходить фактически через руки Елина, могут существенно разниться. Кто может быть заинтересован в реализации такой схемы? Скорее всего, ответ на этот вопрос дадут «силовики». Ведь очевидно, что подобная законодательная инициатива должна быть качественно проанализирована и доработана, чтобы исключить возможность реализации коррупционной составляющей.
Учитывая общий объем долговых накоплений в размере порядка 21 млрд, по инициативе вице-губернатора Елина, городской бюджет может лишиться средств на социальные и инфраструктурные проекты. А кто-то просто «погреет руки».