Приведем цитату Владислав Суркова дословно. Отвечая на вопрос о том, интересовался ли он "предстоящей реформой российской конституции", бывший высокопоставленный чиновник ответил:
"Мне неизвестны планы на эту тему. Документы не изучал. Читал то, что было в новостях. К тому же, там нет еще текста окончательного. Рано пока судить. Хотя какие-то обнадеживающие сообщения были. (...)
Надеюсь еще, что будет покончено с мнимой независимостью местного самоуправления от госвласти. Ведь все знают, что нет ни экономических, ни социальных, ни психологических предпосылок для такой независимости. Любого губернатора спросите, он вам скажет – офф рекорд, конечно, но точно скажет – что давно пора встроить муниципалитеты в общую вертикаль госуправления. И прекратить профанацией заниматься ради видимости евроценностей".
Послание президента Федеральному собранию. Источник: Sputnik / Владимир Астапкович
В своем комментарии для ИА FederalCity Сергей Белоконев отметил:
"Вопрос, который поднял Владислав Сурков, как и все, что он делает, актуален. Могу сказать, что, действительно, к уровню сопряженности государственной власти и местного самоуправления в стране есть вопросы. Эти вопросы касаются не только того аспекта, который он поднимает, но и следующего из него аспекта финансовой обеспеченности муниципального уровня. Можно в целом сказать, что для большинства территорий нашей страны – здесь Сурков абсолютно прав – европейский опыт не очень подходит потому что в том числе плотность населения, его концентрация очень незначительна. На таких больших территориях, где не очень много людей проживает, непросто создавать саморганизуемые сообщества и как-то их поддерживать и делать все, чтобы они сами развивались. Хотя идеи благие, и понятно они могут опираться на европейский опыт, но в силу ряда причин это у нас сложно работает. И чаще всего не работает, в чем прав Сурков.
Что с этим делать? Есть разные подходы в мире – англосаксонский и, например, континентальный/немецкий, где больше возможности для самоорганизации власти на низовом уровне и уровне государства. Поэтому те изъяны, которые существуют сегодня в организации местного самоуправления в России, было бы правильно в том числе и через изменение Конституции России исправить, о чем говорил и президент России. Но, я считаю, без каких-то изменений, в том числе в социально-экономической, финансовой, налоговой системах, реальных изменений в местном самоуправлении не будет. Об этом стоит подумать, хотя это не имеет отношения к конституции. Сегодня стоит рассматривать экономическое развитие местного самоуправления как важный уровень развития экономики страны и стимулирования экономического роста.
Является довольно спорным сегодняшний опыт по формированию органов власти на уровне городов, областных центров. Сити-менеджер, который назначен, а не избран, для областных центров чаще всего не является самостоятельным субъектом и, скорее всего, не имеет той силы, чтобы стать драйвером развития территорий. Вот этот нюанс его тоже нужно как-то учитывать".
Ранее ИА FederalCity публиковало критические реплики муниципальных депутатов Москвы и депутатов Мосгордумы о ситуации с местным самоуправлением в столице. Свое мнение об этом высказывали Надежда Загордан, Елена Селькова, Елена Янчук, Илья Свиридов, Сергей Цукасов и другие.