В условиях эпидемии ОБЖ надо учить не только школьников, но и их родителей – специалист

В условиях эпидемии ОБЖ надо учить не только школьников, но и их родителей – специалист
  Урок ОБЖ в одной из российских школ. Фото с сайта licey22vos.ru

Учитель одной из школ в Ленинградской области на условиях анонимности согласился рассказать ИА FederalCity о том, как обучение ОБЖ выглядит в условиях пандемии коронавируса и насколько российские школьники подготовлены к борьбе с инфекцией. 

- Расскажите, как вы преподаете свой предмет в условиях пандемии?

- Я – никак. В случае нашей школы дистанционное обучение, на которое мы перешли в условиях пандемии, не требует участия преподавателя, учеба ведется через интернет-порталы. Так что в отношении ОБЖ у меня тоже вынужденные каникулы. Хорошо, что я по совместительству еще преподаю музыку – эти уроки веду сам дистанционно.

- До того, как в школах начались внеплановые каникулы, затрагивалась ли на занятиях тема пандемии?

- Только в рамках материала программы – то есть не во всех классах. Насколько я знаю, недавно в Гатчинском районе проводился какой-то очный семинар для старшеклассников, в том числе и по теме пандемии. Очень странная инициатива. 

 

Семинар по кибербезопасности и коронавирусу для воспитанников «Пригородной СОШ» в поселке Новый Свет, проведенный гатчинскими дружинниками. Фото с сайта online47.ru 
 

- Почему?

- Массовые собрания категорически не рекомендуются во время вспышек болезней. Так что собирать много людей, в том числе и детей, в одном помещении, чтобы рассказать им о профилактике короновируса – не самое лучшее, что можно придумать. 

- Что из стандартной школьной программы может пригодиться детям в борьбе с вирусом?

- Уже упомянутые мною уроки. Иногда существует мнение, что школы не предлагают ничего действительно полезного – но это совсем не так. Вот сейчас все скупают маски, респираторы, гели – а ведь и про защиту органов дыхания, и про важность дезинфекции можно узнать в обыкновенном учебнике...

- А чего не хватает?

- Больше всего не хватает учебных часов по ОБЖ. Все-таки безопасность жизнедеятельности – это один из самых важных предметов, если не самый. Что толку с красного диплома, если выпускник не умеет правильно переходить дорогу или правильно мыть руки? Может показаться смешным, но это тоже надо уметь делать определенным образом. Но сейчас ведь система заточена на подготовку к ЕГЭ, а по ОБЖ его не проводят… 

Пожалуй, не хватает работы с родителями. Я не знаю, кто должен заниматься их образованием – точно не школа. Но все-таки дети проводят большую часть времени дома, родители оказывают на них огромное влияние. На уроке можно рассказывать что угодно, но если ребенок приходит домой, и слышит там про «нефтяные бактерии-убийцы» (одна из теорий заговора, связанных с пандемией COVID-19), или просто видит, как его семья собирается на шашлыки во время «каникул» - ничего хорошего из этого не выйдет.

- Как вы считаете, на достаточном ли уровне находится уровень преподавания ОБЖ в российских школах?

- Ну, страна у нас большая, за каждую школу я отвечать не могу. Но если хотите знать мое мнение – нет, недостаточно. Стараемся, как можем, конечно – но нехватку часов или материальной базы компенсировать очень трудно. С другой стороны – мне не кажется, что ситуация настолько уж трагическая. 

 
Семинар по кибербезопасности и коронавирусу для воспитанников «Пригородной СОШ» в поселке Новый Свет, проведенный гатчинскими дружинниками. Фото с сайта online47.ru 
 

- Как, по-вашему, эпидемия коронавируса повлияет на преподавание вашего предмета?

- Честно? Я думаю, что очень незначительно. Как я уже говорил, материала достаточно – да и работа учителя не сводится к пересказыванию книжек. Возможно, больше внимания будет уделяться разделам, связанным с инфекционными заболеваниями, но в какой-то радикальный пересмотр программы я не верю. В конце концов, с эпидемиями люди борются довольно давно, и все необходимые меры хорошо известны: гигиена, вакцинация, карантин. На какие-то дополнительные средства никто и не расчитывает – кризис все-таки, и еще непонятно, насколько серьезный. Как бы не сократили чего.

- Есть ли тенденция к ухудшению, или наоборот улучшению качества преподавания? Если бы пандемия произошла десять лет назад – все было бы лучше или хуже?

- Наверное, о последнем все-таки стоит спросить у врачей… Что касается остального: да, школа закладывает необходимый фундамент, отсутствие которого у некоторых безответственных граждан сейчас сильно бросается в глаза. Но и перекладывать все на школьное образование тоже нельзя. Есть ответственность государства, есть ответственность семьи и личная ответственность. Никто за вас самих руки не помоет.

Мне не кажется, что уровень образования падает. В мои учебные годы ОБЖ не казался действительно интересным предметом – скорее, очень легким, на котором можно расслабиться, порисовать в тетрадке. Считаю, что наши уроки нужно делать более интересными – ведь лучше всего запоминается та информация, которую хочется запоминать. Например, дети очень хорошо реагируют на интерактивные занятия, когда им демонстрируют какой-нибудь интересный видеоматериал. Еще хорошо удаются занятия с гостями – хотя тут, конечно, многое зависит от гостя. Вообще, именно ОБЖ сделать увлекательным не так трудно – на каком еще предмете вам расскажут, как надо выживать на необитаемом острове? Это же интересно! Конечно, самые актуальные для наших учеников разделы не такие экзотичные, но всегда можно что-то придумать.


 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен