Последовавшее в конце прошлого года признание вице-премьера РФ Татьяны Голиковой о том, что оптимизация российского здравоохранения осуществлялась «ужасно», как вскоре выяснилось, было одним из предварительных залпов по премьеру Дмитрию Медведеву. Его отставка последовала в январе. А вскоре в информационном пространстве возникло и утвердилось слово «коронавирус»…
Фото с сайта pixabay.com
Именно Медведев курировал федеральную программу «Здоровье», а потом под его эгидой стартовал обличенный ныне Голиковой проект по «оптимизации». Похвастаться тут экс-премьеру действительно нечем. Например, в результате этих реформ за пять лет, начиная с 2000 года, в стране вдвое уменьшилось число больниц – с 10,7 до 5,4 тысячи. На два процента сократилось число врачей.
Особенно плохо стало со специалистами, в частности, количество инфекционистов уменьшилось аж на десять процентов. В Петербурге, впрочем, ситуация с ними еще не самая плохая: в конце прошлого года их было 353 человека. А вот всего по стране их не хватало, по информации специалиста по инфекционным болезням Минздрава РФ профессора Ирины Шестаковой, около двух тысяч. И это накануне пандемии…
Механизм сокращения специалистов, между тем, оказался прост. В ходе реализации программы «Здоровье» было сделано так, что участковые врачи стали получать ощутимо больше, чем поликлинические специалисты. В итоге те вполне ожидаемо начали массово переходить на должность участковых, теряя в статусе, но приобретая в деньгах.
Анна Митянина. Фото из ВК А. Митяниной
Осенью прошлого года вице-губернатор Петербурга по социальным вопросам Анна Митянина (ныне она детский омбудсмен города) сказала в интервью интернет-изданию «Доктор Питер», что в городских поликлиниках не хватает около трех сотен врачей-специалистов. Хуже всего, по ее словам, было в детской сети – с лор-врачами и педиатрами. А лучше всего амбулаторная сеть была обеспечена терапевтами, что, если учесть вышесказанное, вполне естественно.
О том, что питерские поликлиники испытывают дефицит специалистов, и гораздо более серьезный – в почти две тысячи, говорил в конце прошлого года и глава комитета по здравоохранению городского правительства Дмитрий Лисовец. Он, кстати, на днях госпитализирован с признаками ОРВИ и обследуется на наличие COVID-19.
Дмитрий Лисовец. Фото из ТГ-канала "Дворцовая площадь"
Возвращаясь к причинам нехватки специалистов, следует еще раз сказать про зарплаты врачей. Дело в том, что в ходе реформ медучреждениям было дано право самим распределять зарплатный фонд, что ожидаемо привело к многочисленным злоупотреблениям.
- В лучшем случае распределение было примерно такое: главный и трое его приближенных забирают как минимум половину фонда, остальным 12-15 врачам достается остальное, - рассказывает разбирающийся в теме петербургский журналист Дмитрий Шандлоренко.
Появившаяся года два назад информация, что зарплаты питерских врачей за месяц выросли аж на 99 рублей, вызвали в СМИ и медицинском сообществе шквал сарказма. Однако почти без внимания осталась интересная деталь: что средняя заплата врачей северной столицы, оказывается, составляет 100 тысяч рублей.
Фото с сайта pixabay.com
- У медиков была достаточно простая реакция: «Это же сколько наши командиры себе рисуют?!» – рассказывает Шандлоренко.
Отдельно следует упомянуть нехватку среднего и младшего медперсонала. С 2013 по конец 2019-го количество средних медработников по стране уменьшилось на 9,3 процентов, а младших – в 2,6 раза. Если же говорить о Петербурге, то, по словам Дмитрия Лисовца, в конце прошлого года в городских поликлиниках не хватало 1065 медсестер.
Что же касается упомянутого сокращения числа больниц, этим мы тоже обязаны оптимизации.
- Введение понятия «рентабельности» по отношению к больнице, может зародиться лишь в головах, способных только считать деньги, - говорит Шандлоренко. – У врачей прежде всего появятся мысли о показателях качества лечения, обороте коек, оснащенности кадрами, оборудовании, лекарствами и расходниками. Прибыль для них – из другой категории, а вот число сохраненных жизней – критерий, уже доступный пониманию и укладывающийся в концепцию мировоззрения. Но, увы, решения о будущем будут принимать не они, а другие люди.
В эпоху коронавируса все это аукнулось пугающей ситуацией. Число коек инфекционного профиля сократилась по стране с 70,5 тысяч в 2010 году до 59 тысяч в 2018-м. Теперь же по всей стране срочно возводятся временные госпитали для зараженных COVID-19. Такой разворачивается, например, в Петербурге, в выставочном комплексе Ленэкспо.
Работы по обустройству госпиталя в Ленэкспо. Видео RT
И все это еще неполные результаты «оптимизации». Впрочем, Анна Митянина полагает, что она, оказывается, еще толком и не начиналась. По словам бывшего вице-губернатора, концепция должна прояснить вопрос, сколько клиник в городе имеется сейчас и сколько должно быть к 2024 году. Однако жизнь наглядно показала, что отвечать на этот вопрос надо было гораздо раньше. Например, вчера…