Коронавирус высветил в Ленобласти проблемы оптимизации здравоохранения

Коронавирус высветил в Ленобласти проблемы оптимизации здравоохранения
  Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Фото пресс-службы администрации Ленинградской области

Медицинские проблемы Ленинградской области после многих лет реформ и «оптимизации» здравоохранения схожи с другими регионами – с некоторыми местными особенностями. 

Главная проблема 47-го региона – нехватка медперсонала, как и в соседнем Санкт-Петербурге, о ситуации со здравоохранением в котором ИА FederalCity рассказывало. По словам главы областного комитета по здравоохранению Сергея Вылегжанина, наибольшая недостача медиков имеет место в медучреждениях Тосненского (51,8%), Волховского (53,5%), Волосовского (56,9%) и Кировского (58%) районов. Но даже в лучше всего оснащенном медкадрами Всеволожском районе этот показатель составляет всего 73,3%.

– Количество врачей в больницах растет, в амбулаториях и поликлиниках – нет, - ранее заметил Вылегжанин в интервью интернет-изданию 47news. – Сейчас, по моим данным, из двадцати семи с половиной тысяч медработников чуть больше четырех тысяч заняты в первичном звене. 

 

Александр Дрозденко осматривает новые машины скорой помощи. Фото пресс-службы администрации Ленинградской области 

 

Чиновник видит решение проблемы в повышении зарплат. На днях губернатор области Александр Дрозденко сообщил, что средняя зарплата врачей на подведомственной ему территории составляет 84.500 рублей. Однако, как мы сообщали, средний показатель может быть не совсем корректным. Дело в том, что в ходе реформ медучреждениям было дано право самим распределять зарплатные деньги, что спровоцировало неправомерные повышения зарплат для представителей администраций и занижения для рядовых врачей.

- Порой специалист высшей категории и имеющий все возможные надбавки, работая на полную катушку, получал в 8-10 раз меньше, чем его непосредственный начальник, - рассказывает петербургский журналист Дмитрий Шандлоренко

Вылегжанин предлагал установить минимальный уровень зарплат для врачей региона в районе 42 тысяч рублей, но сведений, что эта схема заработала, нет. После же начала пандемии коронавируса Дрозденко обещал доплачивать врачам по 40 – 45 тысяч рублей ежемесячно.

Конечно, при пандемии сказывается и нехватка больниц. В области под больных с COVID-19 срочно перепрофилировали родильный дом при Тосненской больнице, терапевтический корпус Кингисеппской больницы и родильный дом Бокситогорской больницы. А флагманский госпиталь Ленобласти для больных коронавирусом на 130 мест расположен в Петербурге. Он был открыт при участии губернатора Дрозденко на базе кардиологического диспансера областной клинической больницы на Полюстровском проспекте. При этом все его пациенты с кардиологией были переведены в другие клиники, чему вряд ли рады. 

 Александр Дрозденко на открытии флагманского госпиталя для больных коронавирусом. Фото пресс-службы администрации Ленинградской области 

 

Вообще, такие перепрофилирования вызывают все больше недовольства. Так, информация о перепрофилировании старейшего НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова, принимающего в том числе и пациентов из области, в больницу для лечения коронавируса вызвала протесты лечившихся там больных. Их должны оставить без лечения в центре начиная с мая. На что те отозвались петицией с просьбой не делать этого, поскольку в регионах получить столь же квалифицированную помощь невозможно, а прерывание лечение угрожает их жизни.

Думается, похожие опасения могут высказать и оставшиеся без родильных домов роженицы Тосно и Бокситогорска. 

 

Перепрофилированная под коронавирус клиника. Фото пресс-службы администрации Ленинградской области 

 

Областную специфику составляют так называемые специализированные фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), в ходе реформ здравоохранения широко внедрявшиеся в регионах. Сейчас в Ленобласти их насчитывается 191, и они продолжают открываться даже сейчас. Так 22 апреля ФАП был открыт в деревне Нурма.

По мысли инициаторов этого проекта, расставленные вдоль федеральных трасс ФАПы должны стать пунктами оказания первой помощи при ДТП и в других экстренных случаях. Однако эта программа имеет и негативные стороны. Дмитрий Шандлоренко иллюстрирует это примером из соседнего с Ленобластью Псковского региона.

- Его бывший глава Андрей Турчак создал целую сеть прекрасно оснащенных, специализированных ФАП, - рассказывает журналист. – При этом местное правительство для глав уездов закупило несколько десятков комфортабельных внедорожников. По мнению администрации губернатора, они помогут доставить пациента из села в больницу... ФАП, дело, безусловно, нужное и очень важное. А с другой стороны, поселковому главе нужен внедорожник (на «жигулях», видимо, не проехать), чтобы доставить, скажем, роженицу или мужика с обострением язвы желудка до больницы...

Строительство ФАП ассоциируется и с другими злоупотреблениями. Так, в прошлом Федеральная антимонопольная служба возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в Ленобласти при закупке ФАП. Было обнаружено, что готовые ФАПы с оснащением приобретаются областным комитетом по здравоохранению у единственного поставщика – некоего индивидуального предпринимателя. 

Кроме того, прокурорской проверкой было установлено, что некоторые из ФАПы не в полной мере оснащены необходимым оборудованием, а также отдельными помещениями для инвалидов-колясочников.  

При этом на выкуп у инвесторов ФАПов в прошлом году областью было потрачено 26,7 миллионов рублей. 

 

ФАП в деревне Глобицы Ломоносовского района ЛО. Фото пресс-службы администрации Ленинградской области 

 

Проведенный некоторое время назад по поводу результатов оптимизации здравоохранения опрос среди медработников Петербурга и Ленобласти показал, что 51,2% из них относятся к ней негативно. Еще 35,1% не отметили никаких изменений, а о положительном отношении к ней заявили 13,7%.

Пандемия коронавируса еще более ярко выявила негативные тенденции. Например, несогласованность между медицинскими службами Петербурга и Ленобласти. Так, несколько дней назад директор частной медицинской клиники Coris Лев Авербах попросил областную прокуратуру проверить деятельность регионального комздрава. Пациентка из Кудрово подозрением на COVID-19 вызвала скорую помощь Coris через свою страховую компанию по программе ДМС. Однако бригада не могла пристроить ее ни в одну из областных клиник, с которым сотрудничает страховая компания, из-за отсутствия свободных мест. Лишь через час, по словам Авербаха, освободилось место в больнице поселка им. Морозова во Всеволожском районе и пациентку смогли госпитализировать. 

На эти обвинения Сергей Вылегжанин ответил, что у Coris нет соглашения с областью о работе на ее территории.

- В связи с этим комитет по здравоохранению будет ставить вопрос перед компетентными органами Петербурга о правомерности работы частной организации, учитывая неподготовленность бригад частной скорой к работе в условиях пандемии, - заявил Вылегжанин в интервью РБК

 

Скорая помощь в Ленобласти. Фото пресс-службы администрации Ленинградской области 

 

Между тем Ленобласть является не самым благополучным с точки зрения заболеваемости коронавирусом российским субъектом. По последним данным Коммуникационного центра при правительстве РФ, со своими 576-ю заболевшими регион находится на шестом месте сверху. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен