В последнее время нарастает вал сообщений о том, что, возможно, найден эффективный способ лечения смертельного осложнения COVID-19. Так ли это на самом деле и что говорят по этому поводу специалисты?
В сообщениях отмечается, что непосредственной причиной зараженных коронавирусом и заболевших COVID-19 является тромбоз сосудов легких. В Италии после многих исследований легких умерших больных COVID-19 установили, что люди умирают от диффузного тромбоза вен – тромбоза. В связи с этим протоколы лечения коронавирусных пациентов в Италии были срочно изменены. Наряду с антибиотиками, противовирусными и противовоспалительными препаратами стали использовать и антикоагулянты.
А в США якобы целая семья вылечилась в домашних условиях после приема трех таблеток аспирина по 500 мг, растворенных в горячем напитке из подогретого лимонного сока с медом.
"Наутро вся семья проснулась, как будто у них и не было никаких симптомов!" – пишут в соцсетях.
Сообщается также, что благодаря 50 вскрытиям умерших от COVID-19 патологоанатомы обнаружили, что коронавирус провоцирует эндотелиальный тромбоз сосудов. Легкое наиболее уязвимо для этой патологии, но происходят также сердечные приступы, инсульты и другие тромбоэмболические заболевания. В растиражированном по соцсетям тексте делается вывод, что применять вентиляцию легких бесполезно, если не лечится тромбоэмболия, при которой кровь не течет, и девять пациентов из десяти умирают. Подразумевается, что проблемы с текучестью крови можно устранить аспирином.
Однако специалисты отмечают, что, действительно, необходимо решение проблемы текучести крови, но решается эта задача другими препаратами.
Телеграм-канал Образ будущего подтверждает, что рекордные цифры вылечившихся от коронавируса в последнее время специалисты связывают с новым протоколом лечения: ставка делается на клексан и гепарин, препараты, которые разжижают кровь.
"Протокол – внимание! – передали гражданским военные вирусологи, собравшие данные по Италии", – пишет телеграм-канал.
Ранее в СМИ получила резонанс информация о концепции лечения COVID-19 российского ученого, руководителя новосибирского Центра профилактики тромбозов Андрея Громова. Из его интервью отечественному изданию следует, что, действительно, в Италии врачи стали применять предложенный им метод лечения с акцентом на сосуды и текучесть крови.
Ученый уже многократно выступал в СМИ и в прямых эфирах телеканалов. По его словам, первое его интервью быстро разошлось по всему миру, его перепечатывали многие авторитетные издания, включая медицинские, ему стали звонить из-за рубежа, обращались даже сотрудники ВОЗ и ООН. Интервью стало сенсацией. Научную статью о лечении коронавируса экстренно опубликовал Русский медицинский журнал.
В Италии собралась инициативная группа журналистов и юристов – интервью перевели на итальянский язык, передали в местный университет, рассылали по десяткам средств массовой информации и госпиталям. Громов отмечает, что сотрудники его центра были рады отдать открытие российских ученых итальянским врачам. В Италии дали разрешение на использование новой терапии, сегодня людей уже лечат методами, предложенными новосибирскими учеными.
Громов также отмечает, что вскрытия умерших от COVID-19 показали обилие тромбозов, картину массивного поражения микроциркуляции крови, что полностью подтвердило клинический анализ ситуации. И теперь специалисты признали – коронавирус вызывает нарушение кровотока в микрососудах и тромбозы в сосудах крупных и средних. В том числе в сердце, головном мозге, коже, возможно, почках.
Однако в корне неправильно воспринимать это как осложнение инфекции, врачи лечат инфекцию, применяют антивирусную и противовоспалительную терапию, а болезнь перетекает в васкулит и микротромбообразование, который должны лечить ревматологи, но они не занимаются вирусными больными.
Громов ставит проблему зажатости медицины регламентами, которые предписывают в случае COVID-19 антивирусную и противовоспалительную терапию и не уделяют должного внимания нарушению кровотока в микрососудах и тромбозам.
Громовым опубликована в открытом доступе методика комплексной терапии с использованием гепаринов, антиагрегантов, мембраностабилизаторов, стимуляторов белкового обмена. Однако, замечает ученый, надо еще проводить испытания, искать наиболее эффективные схемы. Итальянцы уже начали это делать, их, по словам Громова, 25 тысяч смертей убедили в том, что "русский доктор прав и надо действовать".
Kечение при COVID-19 должно включать и применение противосвертывающих средств, предотвращающих тромбозы. Источник: https://pixabay.com
Наблюдения еще одного профессионала – терапевта клиники "Семейная" Василия Купрейчика – над тем, как борются с COVID-19 его коллеги по всему миру, показывают, что лечение тяжелых случаев новой болезни вряд ли обойдется одним аспирином, однако же, действительно, требует внимания к микротромбам и компетенций врачей-ревматологов, о чем и говорит Андрей Громов.
"...Мы имеем дело с вирусом, который наносит аж четверной удар по нам:
1. непосредственно по органам через рецептор АПФ2
2. опосредованно через цитокиновый шторм
3. опосредованно через микротромбы или тромботическая микроангиопатия или коагулопатия (кому как нравится)
4. опосредованные осложнения связанные с тяжелым течением болезни и нашими попытками её лечить, например, токсичность нашего лечения.
И всё это, для себя, со своими друзьями, называю простым словом, которое объясняет всё: васкулит. Если нужна какая-то аббревиатура, пожалуйста: Вирус-Ассоциированный Аутоиммунный Воспалительный Васкулит (ВААВА) или (VIAIV). Не так, конечно, благозвучно как COVID, но зато довольно патогенетично (заодно и Кавасаки объяснить может получиться).
Ну или можно сделать классификацию: COVID-19 легочного (ARDS) течения, COVID-19 c течением по типу васкулита, или COVID-19 с течением по типу цитокинового шторма. Как вам будет удобно. Но вот эти 3 разбивки меня очень устраивают, и при этом не вызывают противоречий у стойких противников слова васкулит.
Исходя из этого, исходя из такого патогенетического подхода, УНИВЕРСАЛЬНОЙ схемы лечения ТЯЖЕЛЫХ больных просто нет и быть не может. Вероятнее всего мы придем к 3-5 схемам, которые будут использоваться при выявлении того или иного типа течения болезни. При этом ряд базовых принципов может быть закреплен на все типы протекания болезни (например кислородотерапия, ранняя активация, ранняя профилактика тех или иных осложнений и т.д.).
На 14.05.2020, кроме васкулита (в его самом общем понятии), у меня больше нет никаких подходящих объяснений почему у нас такая вариабильность клинической картины у пациентов и почему, течение болезни имеет такие внезапные переходы из тихого течения в буйство ужаса и страха. По-моему, это всё очень похоже на то, чем занимаются ревматологи. Умеющие и цитокиновый шторм переводить в штиль, и антикоагулировать, и профилактировать на системной терапии, и т.д. и т.п.", – заключает терапевт.
Тромб. Источник: https://www.shutterstock.com
Информацию о том, что лечение при COVID-19 должно включать и применение противосвертывающих средств, предотвращающих тромбозы, подтвердил ИА FederalCity и врач НМХЦ им. Н.И.Пирогова Юрий Брук, в настоящее время работающий в отделении для лечения больных COVID-19.
По его словам, в тексте об аспирине как средстве против COVID-19 "всё в кучу, как обычно во всех рецептах "это уникальное средство от всех хлопот".
"Да, всем понятно, что "пневмонит" при COVID-19 – это воспаление не такое же, как при бактериальной пневмонии, у вируса есть свойство повреждать эндотелий – выстилку сосудов – и способствовать тромбозам. И все мы применяем НМГ – низкомолекулярные гепарины – противосвертывающие средства, предотвращающие тромбозы; следим за показателями коагулограммы и т.п.
Но надо понять, что в этом сообщении на грамм сути реки мутной воды. Сообщили первыми о всех свойствах вируса именно китайцы, вскрытия именно они опубликовали, короткие серии потом появились и от Европы, и от США, и от нас. Теперь они мало интересны и все накапливают материал для обработки.
И во всём этом сообщении абсолютно ложный посыл – нельзя вылечить вирус антикоагулянтами и тем более аспиринами, они вообще на другое звено свёртывания действуют. Это просто способ предотвратить одно из осложнений COVID-19, но лечебного эффекта на вирус антикоагулянты не имеют. Мы ждём эффективных и быстрых тестов на наличие вируса и лекарств типа тамифлю при гриппе – подавляющих его репликацию быстро и надежно. К осени могут быть лекарства. И, к сожалению, не раньше весны – вакцины", – сообщил ИА FederalCity Юрий Брук.