Истории петербургских «расчленителей»: от царствования Александра I до нашего времени

Истории петербургских «расчленителей»: от царствования Александра I до нашего времени
  Фото с сайта ru.freepik.com

В последнее время Санкт-Петербург приобретает репутацию «города расчленителей». Серия ужасных преступлений, в которых убийцы пытались избавиться от трупа таким образом, прогремела по всему миру. Но случалось такое и раньше. Петербургские расчленители за триста лет – в обзоре ИА FederalCity.

Самым резонансным, несомненно, стало дело историка Олега Соколова, о котором неоднократно сообщало ИА FederalCity. 63-летний наполеонист убил и расчленил свою любовницу, 24-летнюю аспирантку. Суд над извергом продолжается и уже понятно, что ни о каком состоянии аффекта не может идти речи: после ссоры Соколов сначала пытался задушить свою жертву во сне, а потом трижды выстрелил ей в голову из обреза. После чего сутки хранил тело дома, расчленил и пытался частями утопить в реке Мойке, однако упал в воду и был пойман. 

Олег Соколов на суде. Фото Объединенной пресс-службы судов СПб 

Не столь однозначно дело 36-летней Марины Кохал, разрезавшей в квартире на Невском проспекте труп своего мужа Александра Юшко, рэпера, выступавшего под псевдонимом Энди Картрайт. Женщина утверждает, что он умер от «передоза» наркотиков и она хотела скрыть его тело, чтобы не позорить мужа посмертно. Но следствие уверено, что она убила супруга из-за неприязненных отношений, а расчленение призвано было скрыть преступление. Дело осложняется тем, что экспертиза не в силах установить, от чего умер молодой человек. Возможно, жена дала ему сверхдозу препарата инсулина, который невозможно через какое-то время найти в крови.

Другое подобное жуткое преступление было совершено на проспекте Художников, где молодой человек в июле убил из ревности жену топором, обезглавил, отрубил конечности и хранил их дома, а туловище выбросил прямо в окно на улицу. Когда Николая Тихонова задержали, он признался во всем и выразил раскаянье. 

Чуть раньше, в июне, в Ленобласти из реки Мга выловили сгнившие уже фрагменты трупа. По силиконовым имплантам было установлено, что это 24-летний таджикский проститут-транссексуал, убитый клиентом. 53-летний актер был задержан в Петербурге и признался, что убил молодого человека еще в январе, в апрат-отеле, заподозрив, что «мальчик по вызову» намерен его обокрасть. Он зарезал жертву, расчленил с помощью пилы, вывез в область и утопил части тела в реке. 

Фото с сайта ru.freepik.com

Эти леденящие душу истории могут навести на мысль, что расчленение – своеобразный криминальный «тренд» северной столицы. Что часто и делают, упирая на зловеще-мистический имидж города на Неве. Однако статистика говорит об обратном. 

Согласно данным системы ГАС «Правосудие», первое место по количеству убийств с расчленением в России занимает Башкортостан – 18 убитых с 2016-го по 2019 год. «Серебро» взял Красноярский край с 16-ю расчленениями за тот же период, а «бронзу» - Подмосковье с 14-ю. А Петербург не попал даже в первую десятку. 

Впечатление же, что в северной столице такие случаи происходят регулярно, сложилось, надо думать, из-за их «кучности» в последнее время. Однако и это впечатление может быть ложным: просто в обычное время СМИ и публика могут не заинтересоваться какой-нибудь «бытовухой» с расчленением. Но после громкого дела Соколова каждый такой случай сразу же попадает в топ. 

Салон красоты на улице Уточкина в Санкт-Петербурге. Источник: ТГ-канал "Белые ночи"

С другой стороны, преступники склонны к подражанию, что следует всегда помнить журналистам. Давно замечено: чем чаще СМИ сообщают о каком-то типе преступления, тем чаще такие происходят в дальнейшем. Это работает, скажем, в отношении педофилии – когда она стала трендовой темой, количество сексуальных преступлений против детей многократно увеличилось. То же и с «расчлененкой». 

- Когда шел американский телесериал «Во все тяжкие», в какой-то момент количество убийств, после которых преступники пытались растворить жертву в кислоте, выросло в разы! – рассказывает судебный психиатр Михаил Клюшин. – А произошло это после показа серии, в которой главные герои так растворяют труп. Теперь же «тренд» мог запустить как раз Олег Соколов.

Кадр с растворением тела из сериала "Во все тяжкие"

Преступники могут пойти на расчленение тела жертвы по многим причинам – из мести, садистских и даже каннибальских побуждений. Многие специалисты полагают, что это говорит о психическом нездоровье преступника.

- Вменяемый человек, совершивший убийство, не будет стремиться расчленить тело и утопить его в реке, тем более, бросаться самому в холодную воду, – уверен психолог Максим Милославский. – Это скорее действия отчаянного и оторванного от реальности человека, живущего где-то в романах Кинга или фильмах Хичкока.

Но чаще всего это, все-таки, лишь самый простой способ избавиться от трупа. 

Фото с сайта ru.freepik.com

- «Расчлененка» была всегда, - говорит врач-психиатр Артем Гилев. – И в Советском Союзе, и в царской России – во все времена люди искали максимально простой и эффективный способ «утилизировать» труп после совершенного преступления. А самым простым им видится тот способ, который они сами знают, и которому придается большая огласка, скажем, в СМИ.

Если бросить взгляд на историю Санкт-Петербурга – Ленинграда, количество убийств с расчленением в нем явно не зашкаливает. В Российской Империи (РИ) их вообще было то ли исчезающе мало, то ли таких злодеев мало ловили. Что не удивительно: несмотря на довольно продвинутую криминалистическую науку, в столице РИ начала XX века, по данным известного историка Льва Лурье, совершалось до полутысячи убийств в год. При этом весь штат сыскной полиции насчитывал примерно две десятка сотрудников. 

Первым таким преступником в Петербурге, да и в РИ вообще, был разоблачен Константин Сазонов, денщик при Царскосельском лицее, работавший там в то время, когда в нем обучался Александр Сергеевич Пушкин. «Царскосельский душитель» убил и порезал на куски не менее семи человек – из чисто корыстных побуждений, просто чтобы ограбить. Деньги откладывал на старость, но был пойман. О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно, надо думать, сгнил на каторге.

Николай Радкевич. Источник: "Википедия" 

Другой известный «мастер ножа» - Николай Радкевич, часто представлявшийся как Вадим Кровяник. Это «русский Джек Потрошитель» в начале XX века, испытав психологическую травму после того, как его в 14 лет соблазнила и заразила сифилисом некая «развратная женщина», стал жестоко убивать и разделывать других «развратниц». Пока его не поймали, он успел расправиться с тремя и еще трижды не довел дело до конца. Сначала его поместили в психиатрическую клинику, однако врачи не признали его невменяемым, и он отправился на каторгу, но в 1916 году был убит уголовниками.

Не перевелись расчленители и в советское время. Случаи убийств, расчленения и каннибализма на почве голода в блокадном Ленинграде зафиксированы в документах правоохранительных органов. А сразу после войны в городе орудовал Филипп Тюрин, осужденный в 1947 году за 14 убийств, хотя сам он заявлял о 29-ти. Он имел комнату в бараке и подводу с лошадью, с помощью которых совершал злодеяния. На рынках он выслеживал людей с деньгами и предлагал им купить по очень выгодной цене картофель. В бараке вел жертву в погреб и разрубал ей голову топором, забирал деньги, а тела топил или закапывал. Впрочем, следствие подозревало, однако, что жертв он предварительно раздевал, так что, возможно, была в его преступлениях и сексуальная составляющая. Серийник был быстро осужден и расстрелян.

Но настоящий «бал расчленителей» творился в Петербурге в смутные 90-е. Достаточно вспомнить Ильшата Кузикова, в 1994 – 1995 годах заманившего в свою квартиру, убившего и съевшего не менее трех человек. По всей видимости, на самом деле жертв было не меньше семи. Маньяк объяснял преступления нищетой и голодом. При обыске в его квартире было найдена трехлитровая банка с холодцом из человечины и ведро засоленной нарезки. Кузикова признали невменяемым, позже он умер в «психушке».

Тамара Самсонова. Фото из "Википедии"

Совершенно кошмарной фигурой предстает «бабушка Тамара». Тамару Самсонову, 68-летнюю пенсионерку, первоначально арестовали за то, что она отравила, расчленила и пыталась скрыть тело 79-летней подруги, за которой ухаживала. Пожилые дамы поссорились из-за денег. Позже на основании записей в дневнике Самсоновой и ее собственных призваний было установлено, что она занялась убийствами еще в 90-х, начав с 44-летнего мужчины, снимавшего у нее комнату – отравила, расчленила и выбросила части тела на помойку. С другим квартирантом тем же способом расправилась в 2000-м. И в том же году бесследно пропал ее муж. Следствие подозревает, что старушка поступила с ним по той же схеме. На самом деле число ее жертв может доходить до десятка. Самсонову признали невменяемой и поместили в специализированную больницу, на февраль прошлого года она все еще была там. 

Как видим, подобные эксцессы происходят регулярно. В последние годы тоже. Так, еще до сенсации с Соколовым, в 2015 году по всему Красногвардейскому району находили куски дел. Позже выяснилось, то их разбросал убивший жену и троих детей 30-летний Александр Кириллов. А в октябре 2017 года 35-летний Александр Георгиевский заманил к себе на квартиру десятилетнего мальчика, изнасиловал, задушил, расчленил и пытался скрыть. Изверга поймали благодаря записи на камере наблюдения.

Валерия Яргина. Фото из соцсетей

В 2018 году в Ленобласти произошел вообще запредельный случай. 12-летняя (!) девочка Валерия Яргина, бежавшая из Сочи, совместно со своим 22-летним любовником (!) Аркадием Зверевым в поселке Новинка в ходе ссоры убила другого молодого человека – Александра Поповича, в доме которого пара жила. Потом они отрубили трупу руки и ноги, вскрыли живот и череп. Кусок мяса они зажарили и пытались съесть, но девочке не понравился «сладкий» вкус. А вот мозги из микроволновки пришлись по вкусу больше. Зверев совершил самоубийство в СИЗО, а вот Валерию, как ребенка, судить было нельзя и ее... отправили обратно в Сочи, где она какое-то время ходила с нормальными детьми в школу! Позже ее поместили в специнтернат. 

- Я понимаю, что всю эту жуть нельзя списывать на «специфическую питерскую атмосферу», - сказал в беседе с ИА FederalCity писатель Павел Ганипровский. – Тем не менее, таковая есть. Недаром именно в этом городе появилось, пожалуй, самое яркое в мировой литературе описание убийства – в «Преступлении и наказании». И я хорошо могу представить, как Раскольников разделывает убитых им старух и бросает части тела в подсвеченную призрачными фонарями мрачную Фонтанку… В 1995 году я снимал комнату в доме в Московском районе. А в соседнем квартале, как стало известно позже, орудовал каннибал Кузиков. Не исключено, что мы не раз сталкивались с ним где-нибудь на улице Ленсовета… Так что, да, временами в Питере страшно.

Временами в Питере страшно. Фото с сайта pixabay.com

Впрочем, не только в северной столице России орудовали расчленители. В следующий раз ИА FederalCity расскажет историю первого советского серийного убийцы Василия Комарова



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен