Геннадий Каковкин: «В рамках перехода в российское правовое поле, безусловно, была своя специфика»

Геннадий Каковкин: «В рамках перехода в российское правовое поле, безусловно, была своя специфика»
  Директор севастопольской бизнес-группы РНКБ Геннадий Каковкин. Фото: federalcity.ru

Об особенностях банковского дела в Крыму – в интервью с директором севастопольской бизнес-группы РНКБ.


- Геннадий Сергеевич, какими были основные трудности первого этапа становления российской банковской системы в Севастополе и Крыму после весны 2014 года?


- Скорее, это были не трудности, а неудобства, связанные с переходным периодом. Вряд ли в российской финансовой сфере есть банк с таким опытом, как у нас – в первые месяцы работы на полуострове РНКБ открывал более 50 операционных офисов в месяц. Нашей первоочередной задачей было обеспечение полного набора банковских услуг в максимально короткие сроки – чтобы после массового ухода украинских банков из Крыма люди без перебоев получали пенсии, зарплаты, имели доступ ко вкладам, кредитным продуктам и другим банковским услугам. То же касалось и предприятий – по сути, банк стал их помощником в организации их финансовой деятельности в соответствии с российским законодательством.

В первые месяцы работы Банк оперативно разворачивал сеть банкоматов и терминалов, а уже летом 2014 года предложил первые программы кредитования для пенсионеров и владельцев зарплатных карт. Тем же летом был запущен Интернет-банк, причем на тот момент банк уже заключил несколько сотен договоров с получателями платежей, в том числе и коммунальных – а на сегодняшний день таких договоров у нас уже более 2500.

Кроме того, РНКБ стал банком-агентом Фонда защиты вкладчиков по выплатам компенсаций вкладчикам украинских банков, для этого была задействована вся сеть отделений банка.  То есть фактически банк сделал все возможное, чтобы в условиях переходного периода у жителей полуострова была уверенность в завтрашнем дне.


- С какими трудностями приходится сталкиваться сейчас?


- Мы постоянно работаем над повышением качества обслуживания клиентов, для этого уделяем большое внимание в том числе и благоустройству отделений. Банк оценивает прежде всего экономическую эффективность, рентабельность и удобство каждого офиса для жителей конкретного района. В рамках оптимизации мы в том числе объединяли небольшие операционные офисы и подбирали максимально удобное месторасположение для отделений. По сути, это совместная работа с местными властями – к примеру, в Инкермане работают два отделения РНКБ, и мы обратились к администрации с просьбой предоставить более комфортные помещения для того, чтобы жителям поселка было удобно посещать банк и пользоваться его услугами.

Работаем также и над сокращением очередей в отделениях – этому способствует развитие  дистанционных каналы обслуживания. Буквально на днях в банкоматах РНКБ появилась новая функция – оплата услуг ЖКХ, здравоохранения и мобильной связи. Благодаря этому сеть устройств самообслуживания банка фактически увеличилась вдвое.

Мы стараемся научить людей экономить свое время благодаря современным способам совершения платежей - как через терминалы самообслуживания и банкоматы, так и через мобильное приложение и интернет-банк.

 

- Какими специфическими особенностями обладает банковское дело на полуострове?

 

- Если говорить о работе банка с юридическими лицами, то в рамках перехода в российское правовое поле, безусловно, была своя специфика. Многие предприниматели не успевали оперативно переоформить свои документы на российские, кроме того, нужно было время, чтобы предприниматели переориентировали работу предприятий с учетом выхода на российский рынок, выстроили новую логистику для поставок товаров и т.д. Сегодня ситуация налаживается, в частности, проблема с отсутствием у клиентов ликвидного или зарегистрированного залогового обеспечения была решена Банком за счет активного использования упомянутых ранее государственных инструментов поддержки  -

гарантий и поручительства АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», региональных гарантийных фондов поддержки предпринимательства (Крымского и Севастопольского). Также Банк аккредитован АО «Корпорация МСП» для работы по Программе 6,5, в рамках которой осуществляется кредитование субъектов МСП по льготным ставкам: 9,6% годовых для среднего бизнеса и 10,6% годовых для малого бизнеса.

Кроме того, Банк выбран Министерством сельского хозяйства РФ в качестве уполномоченного банка для реализации нового механизма льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса. В рамках льготной программы сельхозпроизводители Крыма могут получить кредиты под ставку до 5% годовых.

 

 - Есть ли полноценная возможность обслуживания карт Mastercard и Visa в Крыму?     

   

- В настоящее время РНКБ Банк обслуживает карты всех российских банков – участников Национальной системы платежных карт, принимает их как в банкоматах, так и в платежных терминалах.

Для удобства жителей и гостей полуострова на территории Республики Крым и Севастополя РНКБ Банк установил более 8500 платежных терминалов для оплаты покупок по банковским картам и расчетам за услуги в торгово-сервисных предприятиях. Платежные терминалы Банка работают на Керченской паромной переправе, в Международном аэропорту «Симферополь», на автозаправках, в аптеках, отелях и средствах размещения, кафе и ресторанах, туристических и транспортных точках.


- Каковы возможности и широта охвата населения полуострова картами "МИР"?


- Банк является одним из лидеров в РФ по выпуску карт национальной платежной системы «Мир», всего эмитировано около 1,2 млн карт, из которых около 300 тысяч карт – для жителей Севастополя. РНКБ Банк одним из первых в России обеспечил прием карт «Мир» во всей сети банкоматов и платежных терминалов (а это более 700 и более 8500 устройств соответственно). Все торгово-сервисные предприятия на полуострове, в которых установлены платежные терминалы РНКБ, принимают карты «Мир». Владельцам карт «Мир» банк предлагает собственную программу лояльности «Ваш бонус», которая дает возможность экономить на покупках в 750 торгово-сервисных предприятиях Крыма, при этом количество предприятий постоянно увеличивается. Также банк одним из первых подключился к сервису МИРaccept, что дает возможность расплачиваться картой «МИР» в интернет-магазинах.

Кроме того, РНКБ одним из первых банков подключился к программе лояльности НСПК «МИР», в рамках которой держатель карты получает cash back от компаний-партнеров программы.


- Наиболее перспективные направления развития банковской сферы в Севастополе и Крыму?


- Пожалуй, одно из самых перспективных направлений – это ипотечное кредитование. Так, по итогам прошлого года объем ипотечного портфеля у нас вырос в три раза. Сегодня банк предлагает пять ипотечных программ для приобретения жилья как на первичном, так и на вторичном рынках, и недавно по ряду программ были снижены процентные ставки. При этом купить жилье в  Севастополе и в Крыму по ипотечной программе может любой гражданин России. Для военнослужащих банк реализует льготную программу совместно с Росвоенипотекой, льготные условия кредитования на покупку новостроек предоставляются также владельцам зарплатных карт РНКБ. Кроме того, клиенты банка могут воспользоваться материнским капиталом для оформления ипотеки. Для льготных категорий граждан в РНКБ действует специальная скидка – 0,5% от всех ставок, таким образом минимальная ставка в Банке сейчас составляет 10,5%.

 Приоритетом для банка является также развитие дистанционных каналов связи. Сегодня клиенты РНКБ совершают более 100 000 платежей в день, при этом 70% совершаются через дистанционные каналы обслуживания – интернет-банк, мобильное приложение РНКБ 24/7, терминалы самообслуживания. Недавно банк запустил услугу по совершению платежей с помощью QR-кода без необходимости личного присутствия в отделении. По QR-коду можно оплачивать коммунальные услуги, сады и школы, налоги, а автовладельцы могут оплатить штрафы

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен