Скелеты в западных шкафах. Человеческие зоопарки

Скелеты в западных шкафах. Человеческие зоопарки
  1905 год, парк «Страна Грез» в Нью-Йорке. Группа филиппинцев забивает и потрошит собаку, после чего бросает ее в котел для варки. Архивное фото

ИА FederalCity начинает серию публикаций о неприглядных вещах из истории «цивилизованного мира», которые там предпочитают не вспоминать. Сегодня речь пойдет о популярных до средины XX века «человеческих зоопарках».

Движение BLM вывернуло расизм наизнанку, сделав белых людей предметом нападок. Однако справедливое возмущение этим не должно заслонять того факта, что BLM – лишь реакция на концепцию превосходства «белой расы». Еще несколько десятилетий назад она была в «цивилизованном мире» чем-то само собой разумеющимся. А из нее естественном образом проистекало безграничное чванство «белого человека» и презрение к прочему «отсталому» человечеству.

Кайзер Германии Вильгельм II смотрит на эфиопов в человеческом зоопарке. Гамбург, 1909 год. Архивное фото  

Высшей степени инфернальности эта извращенная идея достигла в практике «расовой гигиены» и этнического геноцида Третьего рейха. Однако были и другие, менее известные, но не менее зловещие проявления той же самой идеи. Одним из самых отвратительных стали популярные вплоть до середины XX века «человеческие зоопарки», в котором представители «примитивных» народов выставлялись для развлечения европейской публики. 

Тут, впрочем, стоит сделать оговорку: речь пойдет не об этнографических экспозициях – чисто образовательных и просветительских. Для них представители экзотических этносов добровольно заключали законные контракты, получая определенную оплату и содержание. Собственно, подобная практика продолжается до сих пор – уже по инициативе самих «примитивных людей». Например, современный российский антрополог Станислав Дробышевский, недавно проведший несколько месяцев в одной из групп живущего в условиях неолита африканского этноса хадза, рассказывает, что они построили хижину в месте, часто посещаемом туристами, и по очереди «работают» там живыми экспонатами, имея неплохой доход для всего племени. 

Иной раз это было единственным выходом для таких людей и спасало им жизнь, как в случае с индейцем Иши, последним представителем калифорнийского племени яхи, обнаруженном в 1911 году. Ему к тому времени было около 40 лет. Все эти годы, пока он не остался один, Иши скрывался в горах со своим народом, ни разу не видел белого человека и понятия не имел, как жить в цивилизации. Ученые пристроили его сторожем при музее Калифорнийского университета, и пять лет, пока он не умер от туберкулеза, Иши фактически играл там роль живого экспоната – в основном, для антропологов.

Иши из племени яхи. Архивное фото 

Однако сейчас речь идет о фактически публичных тюрьмах, в которых на потеху праздной толпе выставлялись самые настоящие невольники, насильственно вырванные из родных мест обитания. Часто они жили в ужасных условиях, страдали от непривычной обстановки, тоски по дому и быстро умирали. Практику эту начал еще Христофор Колумб, который привез из первого плавания индейцев таино для демонстрации в Испании. А с XIX века подобные экспозиции, или «дикарские деревни», стали весьма распространенным явлением по всей Европе, а потом и Северной Америке.

Причем «экспонатами» были не только представители африканских, азиатских и австралийских этносов – доставалось и самым что ни на есть европейцам. Так некий немец Карл Хагенбек выставлял в зоопарке саамов из Лапландии. А в 1889 году тот же Хагенбек похитил одиннадцать огнеземельцев племени селк’нам, причем сделал это с согласия правительства Чили, где работорговля в то время все еще процветала. Их тоже выставляли в вольере зоопарка. 

Впрочем, такие зрелища устраивались не только в зоопарках, но и цирках. Первым начал это делать знаменитый Финеас Тейлор Барнум, показывавший на арене пожилую рабыню-негритянку Джойс Хет, утверждая, что та нянчила Джорджа Вашингтона. Когда же Джойс умерла, Барнум стал демонстрировать сиамских близнецов Ченга и Энга Банкеров.

Девочка с Филиппин в зоопарке Кони-Айленд в 1914 году. Ее поместили среди обезьян и ящериц, связали, а публика бросала в нее арахис. Архивное фото 

Своего пика это поветрие достигло с 1870 годов, когда в европейской науке утвердилась концепция социал-дарвинизма, переносящая на человечество законы борьбы за существование видов. Ее сторонники не видели ничего зазорного в том, чтобы представители «господствующей расы» глазели развлечения ради на представителей «проигравших» им человеческих групп. Часто эти люди для особой наглядности выставлялись рядом с обезьянами. Тогда подобные зоопарки появились в Нидерландах, Англии, Испании, Италии, Польше, Германии, США, и имели огромный успех у публики.

В 1904 году в Сент-Луисе, США были проведены «Олимпийские игры дикарей». В них приняли участие экспонаты человеческих зоопарков и американские индейцы. Причем организатор соревнований Джеймс Эдвард Саллен говорил, что их цель — доказать, что представители «примитивных народов» не настолько атлетичны, как «белые люди».

«Олимпийские игры дикарей» в 1904 году в Сент-Луисе. Архивное фото 

Все это порождало множество человеческих трагедий, как в случае Ота Бенга, юноши из африканского этноса мбути. В 1906 году его поместили в обезьянник зоопарка Бронкса в качестве экспоната. Правда, через какое-то время под давлением нескольких возмущенных «позорным инцидентом» священников молодого человека отправили в приют, однако там он покончил с собой от тоски по дому. Недавно Общество охраны дикой природы США принесло за этот инцидент официальные извинения перед народом мбути. 

Ота Бенга в зоопарке с обезьяной. Архивное фото 

Широко известна история готтентотки Саарти Бартман или Венеры Готтентотской. Ее привезли в 1810 году Лондон из Кейптауна, где она была рабыней-служанкой в бурской семье, и выставляли напоказ. Публику особенно привлекали ее выпуклые от стеатопигии ягодицы. Тяжести ситуации придавал тот факт, в Великобритании в 1807 году была запрещена работорговля. Но когда аболиционисты потребовали освободить Саарти, хозяева заставили ее засвидетельствовать перед судом, что она выставляется добровольно. При этом женщина не получала практически никакого вознаграждения, ее показывали в клетке, как дикое животное, заставляли танцевать для тюремщиков.

Рисунок, изображающий Саарти Бартман. Источник: "Википедия" 

В конце концов, хоть Саарти и приняла крещение, став христианкой, она была продана французскому дрессировщику и выставлялась в Париже, где жила в значительно более суровых условиях, нежели в Англии. Когда же интерес публики к ней угас, она спилась и стала зарабатывать проституцией. В 1815 году она умерла – предположительно, от сифилиса, ее тело препарировали и выставляли по частям парижском Музее человека.

Трудно представить, но последняя «временная экспозиция» с африканцами прошла уже почти в современности: в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо. Там бельгийцы, имеющие славу крайне жестоких колонизаторов, представили конголезскую деревню вместе с жителями.  

Африканская девочка в вольере на выставке в Брюсселе в 1958 году  



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен