Эрдоган надеется накинуть удавку на шею Черноморского флота

Эрдоган надеется накинуть удавку на шею Черноморского флота
  Фрегат ЧФ "Адмирал Григорович" проходит через пролив Босфор. Источник: perevodika.ru.

Инициатива президента Турции по строительству канала "Стамбул" – средство для будущего шантажа Москвы. Подробности – в материале ИА  FederalCity.

На днях более сотни высших офицеров и адмиралов турецких ВМС в отставке обратились к главе государства Реджепу Эрдогану с просьбой не ставить под сомнение пункты Конвенции Монтре о статусе проливов.

В ответ Эрдоган публично раскритиковал отставников и напомнил им о недопустимости вмешательства военных в экономику и политику страны. Президента поддержали и другие высшие руководители Турции - спикер парламента Мустафа Шентоп, вице-президент Фуат Октай, глава департамента коммуникаций администрации президента Фахреттин Алтун, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын и ряд министров.

Некоторые из тех, кто подписал обращение к Эрдогану, были вызваны для профилактических бесед в прокуратуру и контрразведку, появилась информация о задержании чуть ли не десятка отставных адмиралов.

Чем вызвана столь резкая реакция турецкого лидера на обычное, казалось бы, письмо? Как считают эксперты, дело вовсе не в открытом выражении несогласия авторитетных военных с "генеральной линией", не якобы вмешательстве адмиралов в гражданскую сферу.

         Карта проливов Дарданеллы и Босфор. Источник: r.mt.ru.

"Отставные адмиралы заявляют, что после строительства канала "Стамбул" Конвенция о статусе проливов Босфор и Дарданеллы утратит силу и значимость. В итоге это приведет к превращению Черного моря в акваторию с большим и постоянным присутствием ВМС США, сместит баланс сил в регионе и в результате приведет к большой войне", - утверждает генерал-майор Юрий Владимиров.

Напомним, что канал "Стамбул" – одна из любимых "игрушек" Эрдогана в течение последних пяти лет. Это гидротехническое сооружение длиной в 45 километров стоимостью в десятки миллиардов долларов позволит кораблям пройти из Мраморное море в Черное западнее Стамбула.

С точки зрения экономики это хорошая затея. На данный момент, чтобы попасть в Черное море, надо сначала проплыть проливом Дарданеллы из Эгейского моря в Мраморное, а затем по проливу Босфор в Черное море. Причем в ряде мест ширина последнего составляет всего 650 метров, что очень мало при столь оживленной навигации и огромным количеством следующих через Босфор судов.

Нет никакого сомнения, что канал "Стамбул" разгрузит проливы и значительно облегчит судоходство в непосредственной близости от столицы Турции.

         Канал "Стамбул", проект. Источник: r.mt.ru.

"Есть еще одно "но", о котором как раз и говорят отставные адмиралы. Конвенция Монтре позволяет ограничивать количество, водоизмещение и время пребывания в Черном море военных кораблей любых стран, не относящихся к Черноморским. Это значит, что авианосцам США вход в Черное море закрыт – пока действует Конвенция. А вот на канал "Стамбул" эти ограничения не распространяются", - поясняет генерал-майор Владимиров.

Появление альтернативного прохода из Средиземноморского региона в Черное море, которое не подпадает под действие Конвенции Монтре, грозит России появлением авианосных группировок ВМС США в портах Болгарии, Румынии, Грузии или Украины на постоянной основе.

Эти  изменения в балансе сил на южных рубежах РФ потребуют от Кремля передислокации сил и вооружений в Причерноморье, строительство новых баз и позиций, а, следовательно, огромных бюджетных расходов.

С геополитической точки зрения постоянное присутствие крупных военно-морских соединений НАТО придаст таким откровенно враждебным России странам, как Украина и Грузия, уверенность в своих гипотетических возможностях на равных противостоять ВС РФ и Черноморскому флоту.

По мнению экспертов, канал "Стамбул" может стать своеобразной "удавкой", которую Эрдоган хочет набросить на активно усиливающийся ЧФ. Кроме того, контроль на проходом позволит Турции диктовать свои условия всем судам, следующим в Черное море – если проливы будут закрыты под какими-то надуманными причинами.

Перед Эрдоганом открывается отличная возможность шантажировать монопольным правом на канал любую страну и любой флаг, который развевается над кораблем.

          Пролив Босфор, Стамбул, Турция. Источник: news.rambler.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен