Общественность – на суд!

Общественность – на суд!
  Фото: burve.ru

Внутренний раскол в Общественной палате Севастополя начался практически с момента ее создания, и теперь, вполне логично привел его членов в зал суда. Кто виноват и что делать – в материале ИА FederalCity.

Начали со скандала

С самого начала создания Общественную палату Севастополя стало лихорадить. Эта прямо скажем, странная ситуация, никого не удивила, если учесть, что режим противостояния был изначально предопределён равным количеством членов ОП от двух противоборствующих на тот момент сил – тогдашнего губернатора Сергея Меняйло и экс-спикера местного парламента Алексея Чалого. Их конфликт отражался на всех сферах жизнедеятельности Севастополя, в том числе и в общественно-политической, и продолжился даже после замены Меняйло на Овсянникова.

Уже на первых заседаниях группа из 12 сторонников Чалого вступила в жесткое противоборство с 12 горожанами, которые «зашли» в Общественную палату по губернаторской «квоте». Во время организационного собрания ОП 21 января 2016 года «чаловцы» уже тогда поставили под сомнение будущую легитимность избранного председателем ОП Евгения Халайчева. Не менее бурно проходили собрания членов палаты и в дальнейшем.

Бунт на корабле или рейдерский захват?

Как и следовало ожидать, количественное противостояние внутри ОП перешло в качественное.  Гром прогремел на заседании, которое провели 12 общественников, избранных по «квоте Чалого», в отсутствии такого же числа своих сотоварищей по палате, принадлежащих к противоположному лагерю.  Еще до этой «тайной вечери» 4 октября 2016 года «списочники» заксобрания попытались сместить действующую власти в лице председателя ОП Евгения Халайчева и его заместителя Олега Гасанова, однако тогда голоса разделились поровну. Позже были предприняты попытки уменьшить число своих противников путем выведения из ОП «губернаторского списочника» Олега Гасанова якобы за нарушение кодекса поведения члена Общественной палаты. Когда все это не сработало, в декабре 2016 года было проведено то самое «тайное» заседание, на котором сторонники Чалого сместили с должностей всех своих основных оппонентов.

В свою очередь, «смещенные» Халайчев и Гасанов признали случившееся «рейдерским захватом» и объявили это решение, принятое в нарушение регламента, не имеющим последствий.

После случившегося противники действующего председателя ОП пытались заручиться поддержкой в Москве, однако не преуспели, после чего в полном составе палата уже не собиралась.

Тем не менее оставшиеся «губернаторские» общественники продолжали свою деятельность, что находило отражение на сайте ОП Севастополя.

Реакция в Москве и Севастополе

В столице и в городе федерального значения на раскол в региональной Общественной палате отреагировали по разному.

Так, секретарь ОП РФ Александр Бречалов в конфликте участвовать не захотел, хотя о наличии его осведомлен. «Я знаю Халайчева, его знаю с такой точки зрения: я к нему обращался с конкретным вопросом, он помогал его решить человеку. Они чего-то там делают, они участвуют, вопросы нам присылали. Мы там видим движуху. И пытаются расколоть, а вот у меня вопрос: почему? Что ж такого сделали одни или другие. Или не сделали? Это же все про политику. Я не хочу в этом участвовать. В плюс или в минус – людям это никак, кроме того, что дискредитируют все гражданское общество», прокомментировал свое видение ситуации Бречалов.

Заместитель секретаря ОП РФ Сергей Орджоникидзе сослался на то, что смена руководства и законность этого процесса – дело регламента и законов каждого региона в отдельности, и Общественная палата России на аналогичные структуры на местах влиять не может, оказывая лишь методическую и информационную поддержку.

Заместитель председателя ОП Республики Крым Александр Форманчук высказал мнение, что подобная ситуация – следствия раскола в обществе самого Севастополя, которое отражается в том числе и на деятельности Общественной палаты.

Изначально команда экс-губернатора Сергея Меняйло допустила ошибки при определении принципа формирования своей группы членов ОП, - приблизительно в таком духе высказался вице-спикер заксобрания Александр Кулагин, добавив, что эта неприятная ситуация не будет причиной для конфликта с правительством Дмитрия Овсянникова.

Сам же глава города по сути, не просто «встал над схваткой», но и предложил нынешнему составу ОП самоликвидироваться. Когда в марте 2017 года из-за внутреннего конфликта члены ОП не смогли выдвинуть представителя Севастополя в Общественную палату РФ, Дмитрий Овсянников отметил, что «Общественная палата Севастополя позорит наш город. Ее деятельность в таком формате не воспринимается уже никем. Настоятельно рекомендую им принять решение о самороспуске».

Двенадцать идут в суд

Все эта возня вокруг Общественной палаты не могла не завершиться судебными разбирательствами, так как ее деятельность, по сути, парализована. Поэтому 12 «списочников» заксобрания отправились решили добиться своего через вмешательство «третьей власти», обратившись в Ленинский суд с иском о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя ОП Олега Гасанова.

Естественно, подавшие иск уверены, что суд встанет на их сторону. В то время как председатель ОП Евгений Халайчев уверен, что закон на их стороне и действовали они строго в рамках регламента. «Все это – лишь повод для провокации» - уверен Евгений Георгиевич.

Сам фигурант иска прокомментировал инициативу коллег по ОП, как повод для решения внутригородских проблем, в частности, в связи с предвыборной кампанией, которая набирает ход в Севастополе. «Если им нечем заняться, пусть поиграют в судах», - высказался Олег Гасанов, добавив, что не видит у иска судебных перспектив.

Кто виноват и что делать?

Как видится со стороны, подобная ситуация действительно стала возможной из-за некоторых особенностей регламента, принятого для Общественной палаты Севастополя в большой спешке. Там детально не прописаны механизмы лишения полномочий члена ОП, когда в палате царит абсолютный паритет по голосам, в то время как решения принимаются большинством.

Что делать? Вопрос этот в большей степени должен адресоваться самим членам Общественной палаты Севастополя. Любой мало-мальски нейтральный взгляд на проблему обнаруживает, что решить ее могут только сами члены ОП, ведь по закону ни правительство, ни заксобрание напрямую влиять на ее деятельность не имеют права. Так что вариантов немного – либо расколотая надвое ОП будет трепыхаться до окончания сроков ее полномочий и новых выборов, либо волевое решение мириться примет одна из сторон. Есть еще один способ – изменить количественный паритет в пользу одной из сторон, но это уже из области «теории заговоров».

А вот кто точно проигрывает в этом противостоянии, так это горожане, ведь как ни крути, а Общественная палата создана для донесения мнения жителей до органов власти. Пока же представители ОП волокут общественность в суд, хотя вместо этого должны были представить свои достижения по защите общественных интересов на суд севастопольцев.

 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен