«Дробление» госконтрактов в Невском районе может привести к картельным сделкам

«Дробление» госконтрактов в Невском районе может привести к картельным сделкам
  Фото с сайта pixabay.com

Администрация Невского района объявила 47 конкурсов по комплексному обеспечению питания в детских садах в 2022-2023 году общей суммой контрактов в 1.8 млрд рублей. При этом будет использована схема не только дробления лотов, но и разграничения поставщиков продуктов. Объясняем, почему подобная ситуация может привести к появлению новых картельных сделок при проведении аукционов в сфере социального питания. 

При детальном рассмотрении конкурсной документации удалось выяснить, что администрация района прибегла к уже использованной ранее схеме дробления контрактов. В среднем на один контракт администрация выделила 38,3 млн рублей, а конечными заказчиками в каждом договоре выступают по несколько детских садов. То есть в каждой закупке определены потребности нескольких образовательных учреждений.

Такое решение было принято для того, чтобы «отсеять» от участия в торгах Комитет по госзаказу. Согласно российскому законодательству, на комитет возлагаются полномочия по определению поставщиков в аукционах с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) свыше 40 млн рублей. В случае если НМЦК от 3 до 40 млн рублей, такие полномочия возлагаются на районные администрации. При НМЦК менее 3 млн – с поставщиком напрямую заключает контракт руководство образовательного учреждения.

Такая практика встречается в Санкт-Петербурге при проведении тендеров, однако в этом году администрация Невского района приняла решение поделить контракты на несколько типов продуктовых комплектов. Ранее СМИ сообщали, что дробление контрактов в Невском районе города произошло в рамках обслуживания школьных учреждений. Вместо создания единого контракта, как это принято в других районах, местная администрация выступила заказчиком в 22 торгах, при этом каждый из них был с НМЦК до 40 млн рублей. 

Сейчас же речь идет о 47 лотах для районных детских садов. Дробление контрактов на несколько типов продуктов приведет к тому, что каждую отдельно взятую продукцию будут поставлять разные предприятия. К примеру, детский сад может закупить мясо у одного поставщика, овощи - у второго, а молочную продукцию - у третьего. Происходит так называемое «двойное дробление» в рамках госзаказа на обеспечение питания детсадов. В других районах чаще используется система единого контракта, когда один комбинат поставляет всю продукцию. За редким исключением «добор» недостающих продуктов осуществляется за счет еще одного комбината. В данном случае число предполагаемых поставщиков фактически не ограничивается.  

Стоит также отметить, что организация питания комбинатами в детских садах обстоит не так, как в школах. Поставщики школьного питания не только поставляют продукты, но и непосредственно обеспечивают их приготовление на пищеблоках школ или на собственном производстве. В детских садах приготовлением пищи занимаются штатные повара учреждений, а комбинат лишь поставляют продуктовые наборы. С появлением большого количества поставщиков в одно учреждение образования существенно усложнится процесс контроля за качеством питания. В случае отравления ребенка выявить виновника будет практически невозможно. При традиционной для Петербурга системе, когда поставщиком в школьные учреждения выступает один комбинат, выявить нарушения, и соответственно нарушителя, гораздо проще. 

В 2021 году критерии на определение поставщика в Невском районе распределились в соотношении 70/30. Где первая часть – ценовая, в которой рассматривается привлекательность предложений участников торгов, а вторая – неценовая, где учитывается деловая репутация компании, квалификация, кадровые ресурсы и прочее. В ходе рассмотрения конкурсной документации становится ясно, что на 2022-2023 годы администрация Невского района делает ставку на наименьшую предложенную цену.

Отработанная на школьных учреждениях Невского района схема дробления контрактов может быть использована поставщиками для заключения картельных сделок. Напомним, что Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) признавало сферу соцпитания Петербурга самой картелизированной в экономике города. 

Компании могут договориться о разделении полномочий по поставкам определенных продуктовых наборов, предложив на торгах выгодную для сторон цену контракта, чтобы избежать серьезного снижения и заключить договоры с администрацией по самой высокой цене. Дробление дает возможность комбинатам для подключения к выполнению взятых на себя обязательств других предприятий, что может говорить о предварительном сговоре. Подобные инциденты уже происходили с известными петербургскими поставщиками питания. 

Остается неясным, чем руководствовалась администрация Невского района при фактически «двойном дроблении» контрактов на обеспечение детсадов питанием, но принесет ли такое решение пользу или вред – покажет время. 







Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен