Филевский парк: застройщики против жителей. На чьей стороне мэрия?

Филевский парк: застройщики против жителей. На чьей стороне мэрия?
  Набережная Филевского парка. Фото: Дм.Бердасов

На воскресенье в районе Филевский Парк намечен митинг против расширения проезжей части на Новозаводской улице и строительства моста через Москву-реку, который должен соединить Фили и Хорошево-Мневники.

Накануне глава управы района Филевский парк Руслан Осипенко ушел в отставку по собственному желанию. Как заявил «Открытой России» муниципальный депутат района Филевский Парк Денис Прокуронов, главу управы вынудили подать в отставку из-за проигрыша «Единой России» на выборах, а также из-за жесткой позиции демократических депутатов Совета депутатов и роста протестов в районе.

Жители района Филевский Парк уже более года протестуют против плана реконструкции Новозаводской улицы, в результате которой должна быть расширена проезжая часть, а также построен мост через Москву-реку. Стройка может затронуть часть парка в районе Фили, который входит в особо охраняемую территорию «Москворецкий».

Жителей возмущает, что план реконструкции не соответствует Генплану Москвы. Так, в 2016 году жительница района Филевский парк Тамара Репина обнаружила тендеры на портале госзакупок, из которых и следует, что предполагается расширение Новозаводской улицы за счет парка. Между тем, публичных слушаний по данному строительству до сих пор не было, проектно-сметная документация на строительство моста и поворотной эстакады с Новозаводской улицы в Хорошево-Мневники также еще не представлена.

Накануне телеграм-канал «Лужков позвонит» опубликовал материал, в котором на примере застройки в районе Филевский парк исследовал, как тесно в Москве переплетены интересы строительного бизнеса и власти в ущерб интересам жителей столицы. В материале рассказывается, что девелоперы продавливают выгодные им гигантские проекты уплотнительной застройки, городская власть фактически действует с ними заодно, хотя попутно посредством «публичных слушаний» и «встреч с жителями» имитирует учет волеизъявления горожан. Крупнейшие градостроительные решения фактически принимаются в неформальном клубе инвесторов, после чего они получают легализацию в Градостроительной земельной комиссии. В результате возникают колоссальные перекосы в развитии городской среды.

В материале «Кто и как уничтожает последний зеленый район» рассказывается, что с приходом в 2010 году Сергея Собянина была пересмотрена существовавшая ранее концепция застройки «Большого Сити». Сейчас Фили застраивается на основе разрозненных постановлений правительства Москвы, нарушающих Генеральный план г. Москвы и еще более затрудняющих жителям возможность следить за происходящим в их районе.

«А это как раз и надо – убрать жителей из принятия решений. И в этом помогают очень успешно на всех уровнях – от правительства Москвы до управ и муниципальных депутатов», – пишет автор материала.

Созданная Собяниным Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) под председательством мэра, которая одобряет проекты застройки, не имеет критериев, которыми она обязана руководствоваться при принятии решений, и не обязана публиковать свои решения. «А, как мы знаем, где есть непрозрачность – там есть и коррупция. Эти вещи всегда и везде идут рука об руку», – пишет автор.

Одна из причин такой ситуации, по мнению автора материала, заключается в существовании в Москве неформальной схемы принятия решений. Центральное место в ней занимает неофициальный Клуб инвесторов Москвы, о котором писал Forbes и который фактически был создан с подачи заммэра Марата Хуснуллина. Клуб возник в 2013 году и объединяет девелоперов с выручкой от 1 млрд долларов. Члены клуба проводят неформальные встречи и выходят с инициативами к городским властям. В частности, власти по предложению инвесторов снизили норму на подземные парковки, ввели плавный переход на новое налогообложение недвижимости.

«Как клуб инвесторов пролоббирует, так ГЗК и одобрит. (…) Строители из Клуба инвесторов получили возможность выбирать земли, на которых они хотят строить», – пишет автор материала.

Далее в тексте на примере строительных проектов в Филевском Парке  указывается на некоторые нарушения при продавливании больших строительных проектов.

Так, в апреле 2013 года началась стройка ЖК «Фили Град». При этом публичных слушаний по данному объекту не было, нет никаких упоминаний о том, кто и как принимал решение о застройке данной территории, нет сведений и о рассмотрении проекта муниципальными депутатами. Другой строительный объект в районе Филевский парк – ЖК «Квартал ONLY». Его строительство началось в 2016 году также без публичных слушаний.

Кроме того, авторы материала указывает на некоторые косвенные связи предпринимателей и представителей власти, за которыми могут стоять коррупционные преступления.

В материале исследуется также ситуация со строительством дорог в районе Филевский Парк.

Отмечается, что ранее – до возведения здесь новых жилых комплексов – в районе существующей сети дорог было достаточно. Однако с 2014 по 2016 год количество квадратных метров жилья на территории района увеличилось в 27 раз. При этом, по данным Росстата, с 2010 по 2016 года количество социальных объектов (больницы, школы и т.д.) в той же пропорции уменьшилось.

«Количество дорог не увеличивалось, а на существующих дорогах стали делать платные парковки, что существенно снизило их пропускную способность», – пишет автор.

Правительство Москвы решило построить магистраль, которая соединит три района. «Не по Генеральному плану, а так, как будет выгоднее застройщикам. А именно через ООПТ «Москворецкий», – пишет автор.

«В 2014 году Правительство Москвы совместно с застройщиками протащили этот проект в Хорошево-Мневниках, подкрепив это подписями «сотрудников» бюджетных предприятий на территории района, а также подписями, которые принесли заинтересованные застройщики. А уже в этом году они пытаются протащить это варварское решение в районе Филевский Парк», – пишет автор материала.

Активное сопротивление жителей района вынудило организовать публичные обсуждения в Общественной Палате Москвы. На них заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Костин «при молчаливом одобрении» председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлианы Княжевской назвал жителей, требующих соблюдать закон о Генеральном плане г. Москвы, маргиналами. Публичные обсуждения свелись к тому, что Москомархитектура пыталась угрозами и посулами убедить несогласных согласиться с незаконным проектом планировки. Пресса накануне слушаний получила уведомление, что они отменены, пишет автор.

Вырубка особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Москворецкий» в нарушение 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» никак не обосновывается, вопрос незаконной вырубки Москомархитектура считает решенным, отмечается в материале.

Автор считает, что департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы (ДПиООС) во главе с Антоном Кульбачевским не выполняет свои обязанности. Он приводит цитату из выступления генерального прокурора Юрия Чайки, который по другому поводу сказал:

«В Москве бездействие департамента по охране окружающей среды, дирекции «Природно-исторического парка «Битцевский лес» привело к незаконному строительству и вырубке деревьев арендатором земли. Парку причинен ущерб в размере более 40 миллионов рублей».


«Хотелось бы верить, что здесь Генеральная прокуратура будет не фиксировать ущерб ООПТ «Москворецкий», а вступится за него. А также очень хотелось бы увидеть, как на скамье подсудимых окажутся виновные в бездействии сотрудники ДПиООС», – отмечает автор.

Далее автор указывает, что вопреки первоначальному плану строительства внеуличного тоннеля под парком из-за дороговизны этого варианта и по просьбам бенефициаров, «жаждущих застройки территории завода им. Хруничева», дорогу решили пустить, вырубая ООПТ.

Автор материала упрекает городскую власть за потакание интересам крупных застройщиков, из-за чего город получает невероятно плотную высотную застройку без социальной инфраструктуры, с недостаточным количеством парковок, которая распоряжением Москомархитектуры нарушает Генплан Москвы.

Кроме того, в материале отмечается также и отсутствие своевременных полноценных публичных слушаний накануне реконструкции станций метро в районе Фили.

Так, станция «Багратионовская» была разобрана полностью, а всем станциям филевской линии после реконструкции уготовано превратиться в транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

В беседе с корреспондентом ИА FederalCity муниципальный депутат района Филевский Парк Вадим Коровин сообщил, что буквально накануне со стороны Префектуры Западного административного округа в отношении идеи транспортной сети в районе Филевский Парк наметились позитивные сдвиги. Однако инициаторы не отменяют митинг и будут продолжать борьбу за отмену губительных для района инфраструктурных проектов.

ИА FederalCity будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен