Изгнание бесов беснованием

Изгнание бесов беснованием
  Поврежденная вандалом служебная дверь собора. Источник i.moika78.ru
История с неадекватным петербуржцем, атаковавшим Исаакиевский собор, о которой сообщало ИА FederalCity, стала бы рядовым для большого города происшествием, не затронь она две «жареные» темы. Одна из них – скандал вокруг передачи Исаакия РПЦ, вторая – экзорцизм.

Впрочем, до сих пор не известно, имеет ли какое-то отношение 31-летний невролог, пытавшийся проникнуть в собор, чтобы «изгнать бесов», к противникам или сторонникам возвращения Исаакию статуса храма. Сейчас он находится в психиатрической больнице и очевидно, что в ближайшее время вряд ли будет способен что-либо комментировать. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП) подсчитал убытки и заявил в правоохранительные органы о факте вандализма. Повреждения, впрочем, весьма незначительные, культурные ценности не пострадали.

- Когда он перепрыгнул забор, к нему подошла охрана. Он успел лишь разбить стекло служебной двери на южном портике, художественной ценности оно не представляет, - говорит заместитель директора музея по эксплуатации Борис Подольский.

По всей видимости, вандалу по выздоровлении придется оплатить восстановительные работы.

Что касается экзорцизма, тема эта сейчас имеет в обществе немалую популярность, однако большинство светских людей имеют о ней представление из голливудских фильмов ужасов. Ну, в крайнем случае, из фильма Павла Лунгина «Остров». Между тем многие люди, регулярно посещающие храм, знают, что явление одержимости действительно существует. И оно не то чтобы рядовое, но достаточно распространенное. Выражается оно в основном в том, что человек болезненно реагирует на освященные предметы или слова молитв, не может находиться в храме. Помимо его воли, он начинает грязно ругаться, богохульствовать, совершать конвульсивные движения. Доходит до настоящих припадков. В особо тяжелых случаях одержимый начинает обращаться к окружающим от имени «сидящего в нем» беса, причем иногда говорит не своим голосом или на языках, которых не знает.

Практика отчитки таких людей – то есть, экзорцизма – в Церкви тоже существует, однако отношение там к ней неоднозначное, несмотря на то, что об изгнании злых духов Христом и Его учениками неоднократно повествует Евангелие. Экзорцизм очень распространен в католической Церкви, там он поставлен чуть ли не на промышленную основу. Например, в одной Польше насчитывается более ста «официальных» экзорцистов, принимающих «пациентов» и отчитывающих их при помощи особого молитвослова.

В православной Церкви тоже есть отчитывающие батюшки, но гораздо меньше, чем у католиков. Получить на это благословение от архиерея очень нелегко. А священнослужители, принимавшие участие в настоящих отчитках, рассказывают, какое это тяжелое и страшное дело. Православные богословы отзываются об экзорцизме крайне осторожно и неоднозначно.

-  Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на отчитку. Экзорцист, не ведущий строго подвижнической жизни и не получивший от Бога «молитвою и постом» дара изгнания бесов, но горделиво пытающийся вычитыванием молитв и прочими действиями победить злых духов, неминуемо заражается ими сам и заражает окружающих, - говорит известный богослов профессор Алексей Осипов. – Заклинание духов сейчас, когда «оскуде преподобный», может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия.

- Большинство симптоматики такого «беснования» – по большей части психиатрия, - говорит протоиерей Георгий Иоффе, глава миссионерского отдела Петербургской епархии, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в клинике психиатрии. – У нас много людей в пограничном состоянии, если использовать психиатрический термин. Отчасти это можно назвать «одержанием», поскольку любая страсть с точки зрения богословия есть одержание, например, духом гнева.

- Однако есть не только душевные, но и духовные болезни, – продолжает отец Георгий. – Тут тонкая грань, но она есть. Хотя объективно-научных критериев я не знаю, а церковные – это уже предмет особых разговоров.

В случае с напавшим на Исаакий молодым петербуржцем очевидно болезненное состояние его психики. Однако чувствуется и некая духовная порча.

-  Как пишут СМИ, он кричал, что за «этой дверью очаг зла», - говорит сотрудница музея «Исаакиевский собор» Елена Шаповалова. – За «этой дверью» - главный алтарь... Ни на что не намекаю, просто дополняю.

Действительно, там алтарь, освященный еще в 2000-м году, за которым регулярно происходят богослужения. А значит, действия вандала укладывается в схему поведения кликуш, беснующихся в храмах.

В общем-то, ничего удивительного в этом нет: весь год СМИ с подачи «градозащитников» нагнетали истерику по поводу скорой передачи собора Церкви, которая, конечно, тут же уничтожит музей и все его культурные ценности. На психически восприимчивых людей все это не могло не оказать самого негативного влияния. Так что, вероятно, случай этот, к сожалению, не последний.