Возможно ли в России восстановление монархии

Возможно ли в России восстановление монархии
  Художник Алексей Кившенко. «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство». Источник artsait.ru. Сергей Чекмаев и Дмитрий Володихин, составители сборника "День коронации". Источник faleristika.info

В Подмосковье состоялась ежегодная литературно-практическая конференция писателей-фантастов «Бастион», более известная под названием «Басткон». В форуме участвовали писатели из множества городов России и ближнего зарубежья. Им вручались литературные премии, для них проводились семинары и дискуссии. Особенно много внимания было уделено подготовке сборника рассказов «День коронации», посвященного возрождению монархии в России. Причем эта проблема обсуждалась не как фантастическая, а вполне актуальная для страны.

Дмитрий Володихин, писатель, доктор исторических наук:

– Дискуссия о том, какой будет русская монархия в ближайшие десятилетия, порадовала бесконечно. В сущности, речь шла не том, да или нет, а о том, когда, кто и как. Представьте себе, что по телевизору сейчас объявили, что через неделю Земский собор объявит имя будущего царя и он венчается на царство, и скажите: многие ли станут этому сопротивляться? Ну, в Москве, может быть, выйдет на улицу тысяча человек, в Петербурге – двести пятьдесят, а в Екатеринбурге – тридцать. Они помитингуют против монархии, и на этом сопротивление закончится. Не будет никакой гражданской войны, не будет большой крови – будет просто реформа государственного строя.

Сергей Сизарев, писатель:

– Я думаю, что монархия в России будет восстановлена по самым прозаическим причинам. Сейчас уже очевидно, что выборная власть себя не оправдала. В выборах участвует весь народ, а народ очень подвержен СМИ и Интернету. Поэтому, когда народу доверяют выбор главы государства, побеждает тот кандидат, у которого больше денег на агитацию. А поскольку Россия – не самая богатая страна, то выборы у нас будут протекать по сценарию, навязанному извне, с Запада. Но те элиты – силовые, финансовые и политические, – которые образовались в нашей стране после распада Советского Союза, тоже это понимают. Эти элиты думают о своем будущем и хотят обезопасить себя от западной пропаганды. Так что рано или поздно они придут к пониманию того, что лучше один раз самим выбрать себе правителя.

Татьяна Беспалова, писатель:

– По-другому эффективно управлять такой большой территорией, на которой живет много разных народов с разным вероисповеданием и культурными традициями, нельзя. Именно монарх, единоличный правитель, передающий власть своим детям, другим родственникам или просто другому достойному человеку, как было в византийской традиции, сможет сохранить все это разнообразие и при этом сделать так, чтобы Россия осталась целостной страной.

Эдуард Геворкян, писатель:

– Главной задачей монарха будет вытягивать Россию на лидирующую позицию в мире, а для этого надо быть талантливым руководителем. А вот быть излишне добрым, благостным и милым русский царь не должен. Святой на троне – это опасно. К святым русский царь может быть причислен посмертно, на основании его трудов и деяний. А на троне должен сидеть жесткий управленец, благословленный на это народом и Богом.

Игорь Прососов, писатель:

– Одна из проблем монархии, которой, если этот строй будет восстановлен, следует избегать, – это ее подмена тоталитаризмом. Мы уже знаем, что это такое, наша страна жила при тоталитарном строе 70 лет. Но монархия не означает тоталитаризм, она означает, что обычные государственные структуры, существующие и сейчас, будут дублироваться единым волевым лидером, который может и должен вмешиваться в их дела в критические моменты. Который имеет все возможности для экстренных быстрых действий.

Павел Ганипровский, писатель, публицист:

– Часто бывает, что после гражданской смуты приходит квазимонарх, как Наполеон или Сталин, на первый взгляд обладающий всеми атрибутами и рычагами самодержавной власти. Но, не будучи наследственной и освященной, такая лжемонархия всегда оборачивалась жестокой диктатурой. А диктатор отличается от монарха прежде всего сознанием нелегитимности и временности своей власти. Это мучает всех узурпаторов и заставляет тиранствовать. Но тирания всегда временна и нестабильна, каких бы успехов ни добилось при ней государство. Диктатору не доверяет народ, а тот народа боится.

Татьяна Алексеева-Минасян, писатель, журналист, переводчик:

– По принятому еще в XVI веке закону – а ведь формально его никто не отменил, – нового монарха должен выбирать Земский собор, учитывая мнения представителей всех сословий. И на первый взгляд эта процедура и правда выглядит невозможной в наше время, потому что сословий в классическом понимании этого слова сейчас не существует. Нет ни дворян, ни купцов, ни мещан, ни крестьян. Но есть еще одно сословие, которое существует по-прежнему, – духовенство. И тогда всех остальных, тех, кто не относится к духовенству, не является священниками, можно объединить во второе сословие – назовем его, допустим, светским. А кто сказал, что сословий для избрания царя обязательно должно быть много? Их должно быть больше одного, значит, двух будет вполне достаточно.

Александр Путятин, писатель:

– Меня нельзя назвать сторонником монархической идеи. В реальной политике приверженцам монархии предстоит решить множество непростых вопросов. Ну, например: какую власть они хотят видеть – самодержавную или конституционную, какой тип ее наследования предпочитают – римский (принципат, тетрархия, доминат), европейский (от отца к сыну), тюркско-гуннский (от старшего брата к младшему). А может, их интересует монархия монгольского типа – когда на курултае императором могут провозгласить не только нойона, но и батыра, как выбрали того же Чингисхана… И это мы еще не коснулись вопросов экономики. В общем, все очень и очень не просто.

Сергей Чекмаев, писатель, сценарист:

– Прежде всего надо показать людям, как может выглядеть имперская Россия будущего, и если эта картинка окажется интереснее других проектов – советского, либерального, технократического и так далее, – в обществе появится запрос на возвращение монархии. Собственно, для этого мы с Дмитрием Володихиным и делаем литературные проекты в условной серии «имперского будущего». При этом у монархии есть вполне очевидные минусы: опасность попадания на трон психологически неуравновешенного человека, сменить которого без революционных потрясений будет довольно сложно. Кроме того, предыдущая монархия в России кончилась бесславно, и переломить негативное отношение к ней далеко не так просто.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен