Золотые слитки «Дмитрия Донского» – миф или реальность

Золотые слитки «Дмитрия Донского» – миф или реальность
  Броненосный крейсер "Дмитрий Донской", 1904 год. Фото: wikipedia.org

Не так давно мир облетела сенсация – южнокорейская компания «Shinil Group» объявила о обнаружении на дне моря русского броненосного крейсера «Дмитрий Донской», затопленного командой 15 мая 1905 года у острова Уллындо.

Особую пикантность этой истории придали утверждения корейских исследователей, что на борту корабля они рассчитывают найти золотые слитки на общую сумму в 150 миллиардов долларов.

Насколько эти утверждения могут соответствовать истине – в материале ИА FederalCity.


Герой Цусимского сражения


Броненосный крейсер первого ранга «Дмитрий Донской», спущенный на воду в августе 1883 года, был, безусловно, одним из наиболее совершенных на тот момент боевым кораблем флота Российской империи.

Однако к 1904 году – началу русско-японской войны крейсер уже считался устаревшим. Тем не менее он нес на себе 36 орудий (из них 6 – калибром 152 мм), развивал скорость до 16 узлов, а его экипаж был сплаванным и хорошо обученным. Именно последнее обстоятельство позволило «Дмитрию Донскому» вписать очередную героическую страницу в историю российского флота.

Крейсер вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Зиновия Рожественского, которая вышла из Балтики и направилась на Дальний Восток. По плану командующего, эскадре надлежало прорваться в осажденный Порт-Артур, соединиться там с 1-й Тихоокеанской эскадрой и дать Японии решительное морское сражение.

Однако Порт-Артур пал, пока корабли еще были в море, поэтому прорываться пришлось во Владивосток. Более современные, находящиеся рядом со своими базами, вооруженный снарядами с начинкой из «шимозы» японские суда уже ждали русские корабли в узостях Цусимского пролива.

Трагедия российского флота разгоралась в ночь с 14 на 15 мая 1905 года. Эскадра под командованием Рожественского была разбита, раненый командующий отдал последний приказ – «Всем прорываться во Владивосток».

Командир «Дмитрия Донского» капитан 1-го ранга Иван Лебедев и его экипаж сумели отразить атаки японцев и прикрывая поврежденную «Аврору», серьезно повредили несколько вражеских кораблей.

Держа курс на Владивосток, крейсер встретился в море с тонущем миноносцем «Буйный», где помимо команды находились еще более 200 спасенных моряков с погибшего броненосца «Ослябя». Было принято решение перегрузить всех на борт крейсера, и затопить «Буйный».

Эта задержка дорого стоила всем. Быстроходные японские крейсеры настигли «Дмитрия Донского» и начался неравный бой – один против шести. Российский корабль не только сумел продержаться до темноты, но командоры «Дмитрия Донского» вывели из строя два японских крейсера.

Однако продолжать движение российский корабль уже не мог, поэтому высадив команды на остров Уллындо, смертельно раненый каперанг Лебедев приказал затопить «Дмитрия Донского», открыв кингстоны.

Крейсер лег над дно в 1.3 км от берега, в 9 часов 15 минут утра 16 мая 1905 года.


Носитель несметных сокровищ


Снова гордую надпись «Дмитрий Донской» люди смогли увидеть через 113 лет на глубине 434 метра.

По словам исследователей из «Shinil Group», корпус и корма разбиты снарядами, но борта, палуба и трюма сохранились относительно хорошо.

Находка такого корабля сама по себе сенсация, однако дальше корейцы стали рассказывать совсем уж фантастические вещи.

По версии президента «Shinil Group» Ю Чжи Бома, на борту «Дмитрия Донского» находится очень большой запас золотых монет, золотых слитков и прочих драгоценностей, всего 5500 ящиков, где общий вес золота составляет около двухсот тонн. По оценкам экспертов «Shinil Group», стоимость этих запасов в современных деньгах составляет 150 триллионов вон, что более 133 миллиардов долларов.

Самое интересное, что корейцы уже успели поделить эти деньги. К примеру, 10% от суммы они намерены «передать» России, вложив эти 13.3 миллиарда долларов в проекты соединения железных и автомобильных дорог России, Северной и Южной Кореи и прокладку газопровода из РФ в Республику Корея через территорию КНДР.

Словом, планы на эти 133 миллиарда у корейцев грандиозные.


Золото на борту «Дмитрия Донского» – миф или реальность?


Однако эти заявления руководства «Shinil Group» пока больше напоминают дележ шкуры неубитого медведя.

Безусловно, с помощью современной подводной аппаратуры они смогут проникнуть на крейсер и собрать там уникальную коллекцию личных вещей офицеров и судовых фарфоровых сервизов.

Более того, технически возможно поднять «Дмитрия Донского» на поверхность, затратив десятки миллионов долларов, однако никаких гарантий обнаружения там сотен тонн золота нет.

Корейцы утверждают, что крейсер нес на борту казну 2-й Тихоокеанской эскадры, о чем якобы знали японцы.

У экспертов из России несколько иное мнение.

«Было ли золото у вице-адмирала Рожественского? Безусловно, было – ему было необходимо рассчитываться с французскими властями во время стоянки эскадры у Мадагаскара. Однако говорить о сотнях тонн слитков явно не приходиться, - уверен историк флота, капитан первого ранга Михаил Кравцов, - Во-первых никто не отменял межгосударственные банковские переводы, векселя и ассигнации – все это уже широко практиковалось. А во-вторых, использование золота в расчетах тогда уже носило несколько архаичный характер, поэтому речь может идти о нескольких десятков тысяч золотых червонцев, большая часть которых уже была потрачена во время восьмимесячного океанского перехода».

Есть еще несколько соображений, которые размывают корейскую «золотую» версию.

Вряд ли вице-адмирал Рожественский, избравший флагманским кораблем эскадры броненосец «Князь Суворов», стал бы хранить казенное золото на устаревшем и тихоходном «Дмитрии Донском».

Флагман во время Цусимского сражения затонул в течении часа после его начала, а раненого Рожественского со штабом едва успел спасти миноносец «Буйный». Затем часть моряков с него перешла на «Дмитрия Донского», а командующий и штаб были переправлены на миноносец «Бедовый», попавший затем в руки японцев.

Даже если бы казну удалось бы спасти со стремительно тонущего флагмана, то вряд ли Рожественский доверил бы ценности каперангу Лебедеву, когда его пересаживали с одного миноносца на другой.

У быстроходного миноносца уйти преследования было гораздо больше шансов, чем у уже побывавшего в бою броненосного крейсера.

Как бы то ни было, золота на «Бедовом» японцы не обнаружили. Может быть, корейцам стоит поискать флагманский броненосец?

Если и есть золотые червонцы, то, скорее всего, они именно на «Князе Суворове».

А у «Дмитрия Донского» никаких сокровищ, вероятнее всего, нет, кроме героической истории последнего боя крейсера под сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!»

На фото - офицеры крейсера "Дмитрий Донской" перед Цусимским сражением


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен