Вячеслав Горбатов: «Россия вернулась на развалины былого Севастополя»

Вячеслав Горбатов: «Россия вернулась на развалины былого Севастополя»
  Вячеслав Горбатов. Фото: ИА FederalCity

Председатель севастопольского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Вячеслав Горбатов давно является одним из наиболее авторитетных специалистов в сфере экономики региона. В течении долгих лет он возглавлял одно из градообразующих предприятий Севастополя – Балаклавском рудоуправление, работал в администрации, в финансовых структурах. В интервью для ИА FederalCity он рассказал о потенциальных возможностях экономики региона.


- Вячеслав Иванович, что представляет из себя экономика Севастополя сегодня?


- Прежде чем говорить о существующем положении вещей хотелось бы вспомнить о том, что было раньше. В 1991 году Севастополь представлял из себя мощный промышленный и технологический центр, где активно развивалось судостроение, судоремонт, приборостроение, «оборонка», виноделие, рыбодобыча и переработка даров моря. Вместе с этим город был мощной военно-морской базой, обладающей крупной и разветвленной береговой инфраструктурой. Севастопольский морзавод давал рабочие места 15 000 севастопольцев, завод имени Калмыкова (Муссон) производил уникальное, не имеющее мировых аналогов оборудование океанского позиционирования, активно работали заводы «Маяк», «Парус», «Эра», Балаклавское рудоуправление поставляло флюсы в половин стан Восточной Европы. Вина производства «Инкермана» и «Золотой Балки» были известны за пределами СССР. Прекрасных военных специалистов готовили Нахимовское командное и «Голландское» инженерно-подводное училища, гражданских инженеров – приборостроительный институт. Было два крупнейших предприятия в отрасли рыбодобывающей – объединение «Атлантика» и логистической – «Югрефтрасфлот». Это сотни кораблей – от небольших сейнеров до огромных рефрижераторов, и не менее 17 000 моряков и рыбаков.

Так вот. Уже через пять лет нахождения Севастополя в составе Украины от былой мощи не осталось ровным счетом ничего. Большинство предприятий были разорены или растащены на мелкие фирмы и фирмочки. Более 40 000 человек стали безработными. Так что в 2014 году Россия вернулась практически на развалины было экономики Севастополя.

Безусловно, сейчас предпринимаются попытки возрождения экономики региона. Однако этот процесс сталкивается с объективными трудностями. Прежде всего это невостребованность продукции большей части наших крупных предприятий. К примеру, концерн «Звездочка» разворачивается на мощностях Севморзавода. И пока он готов обеспечить заказами и работой не более 500 человек – против 15 000 в начале 90-х. И так практически во всей промышленности Севастополя.


- Промышленность возрождать всегда сложнее. Может, стоит обратить большее внимание на сельское хозяйство, как вы думаете?


- Обратить то внимание стоит, только развивается только одна аграрная отрасль – виноделие. Безусловно, вино – это отлично, оно рентабельно, в него активно вкладывают. Однако население города уже официально только 450 000. Все они хотят кушать, и питаться только вином жители не смогут, хотя некоторые были бы только рады… До 1990 года у нас было 8 колхозов и совхозов, которые обрабатывали и выращивали урожай на 23 000 га земли. Сейчас задействовано 8 000 га, и то, в основном, под виноградники. Где теплицы под овощи, где фруктовые сады, где мясомолочные фермы? К сожалению, владельцы аграрных предприятий нацелены на получение немедленной прибыли, а не на производство качественных продуктов питания для севастопольцев и туристов. Почему они этого не делают? По всей видимости, не чувствуют достаточной государственной поддержки, как это происходит, например, в соседней Кубани. Инвесторы не заходят в село, потому что депутаты местного заксобрания так и не удосужились за три года принять законы об инвестиционной деятельности, и вместо того, чтобы привлекать финансы, принимают законы, препятствующие бизнесу.

И еще один аспект, который касается сельского хозяйства – отсутствие рабочих рук. Заработная плата столь мала, что рассчитывать приходится на сезонных рабочих с Украины и Закавказья, и то их постоянно не хватает. И это при том, что, в отличии от Северного Крыма, у нас в большей части хозяйств есть собственная вода, пригодная для орошения угодий – реки Черная, Байдарка, Кача. Есть у нас все для развития не только виноделия, нет желания властей пойти навстречу инвестору.


- На какую сфер экономики в таком случае делает ставку власть?


- Если вглядеться в их план стратегического развития, то это туризм и виноделие. Однако эти ставки могут и не сыграть. Во-первых, нам в плане туризма далеко до Южного берега Крыма, до Большой Ялты – там инфраструктура налажена и элементарно больше отелей и пансионатов. Отсюда вывод – надо больше строить! Причем самим, строить отели в пять звезд, рекреационные комплексы. Вот для этого необходимые мощности имеются, хотя мы и снизили темпы строительства с 300 000 кв.м в год до 113 000 кв.м. У нас есть крупные застройщики с репутацией – «Парангон», «Интерстрой», «Форум Крым». Есть и свободные земли под строительство и жилья, и отелей – на Северной стороне, в Казачьей бухте, в балке между проспектом Победы и улицей Горпищенко, в микрорайоне Жидилова.

И еще один аспект, Надо растить собственных экономистов, инженеров, строителей, финансистов. Это база для любых преобразований – местные кадры. Это не «временщики», не бабочки-однодневки, которые прискакали «срубить с туземцев по-скорому». Местные кадры, которые любят и ценят свою землю, государственный системный подход, льготы для инвесторов и федеральное финансирование на начальном этапе – слагаемые возрождения экономики Севастополя из руин украинского периода.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен