Раскол внутри раскола

Раскол внутри раскола
  "Патриарх" Филарет. Фото "Українська правда"

Глава неканонического и упраздненного «Киевского патриархата» (УПЦ КП) Филарет заявил о расколе в «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Лжепатриарх обвинил в расколе главу ПЦУ Епифания, который, по мнению Филарета, не соблюдает ранее заключенных договоренностей.


Филарет (справа) и Епифаний (слева). Фото UNIAN 

 

Корень нынешнего конфликта – в непомерных амбициях 90-летнего схизматика Филарета, мертвой хваткой вцепившегося в титул «киевского патриарха», который, по идее, должен был быть упразднен после «объединительного собора» ПЦУ, о котором ИА FederalCity сообщало ранее. Филарет тогда согласился на статус митрополита, а не патриарха, однако теперь берет свои слова назад, утверждая, что это было лишь формальное отречение, при условии, что фактически ПЦУ станет руководить он.

14 мая Филарет попытался провести совместное богослужение в Киеве со всеми епископами ПЦУ, однако на его призыв откликнулись лишь четверо из 40 архиереев этой структуры. Причем трое – из епархий, находящихся на российской территории.

Между тем попытка реанимировать УПЦ КП может привести к отзыву константинопольским патриархом Варфоломеем томоса, которым была создана ПЦУ. Кстати, эта структура так и не была признана канонической ни одной православной Церковью мира.


Филарет и Петр Порошено. Фото пресс-службы президента Украины 

 

Несмотря на все эти провалы, Филарет опубликовал текст обращения, который можно счесть его программой по утверждению УПЦ КП в качестве канонической украинской Церкви, и себя в роли его главы.

Осведомленный церковный украинский телеграм-канал «Пастырь & паства» опубликовал подробный потезисный разбор программного документа Филарета. 


Филарет и избранный президент Владимир Зеленский. Фото AP Photo, Zelenskiy's Press Service/Pool Photo via AP 

 

1. УЦП КП есть и всегда будет, потому что есть «патриарх». Филарет, или поверил в свое бессмертие, или решил всерьез применить к себе статус «вождя», который, как Ленин, всегда «жив».
2. Далее Филарет рисует такую схему: создание ПЦУ нужно было для того, чтобы УПЦ КП в статусе митрополии вошла в состав Константинопольского Патриархата, а уже после получения томоса (читай – легитимности) она выходит из него, но уже в статусе «патриархата». Это означает, по словам Филарета, что отказ от «патриархата» был чисто ситуативным. Как в том анекдоте: «Вы еврей по папе, или по маме? По ситуации»... А если серьезно, то все просто – Филарет в очередной раз соврал, что откажется от своей должности. Впервые он это сделал на Архиерейском соборе в Москве. Во второй раз – в присутствии легатов Фанара (резиденции константинопольского Патриарха. – ИА FederalCity) в Софии Киевской. Ему не привыкать: одной анафемой больше, одной меньше - какая разница?..
3. «Собор» в Софии Киевской был всего лишь собором «Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата», а поэтому он не мог упразднить УПЦ КП.
4. У Варфоломея были «канонические основания» дать томос ПЦУ, потому что им была создана «научная комиссия», которая пришла к выводу, что Украина – каноническая территория Фанара.
5. Президент сыграл большую роль в получении томоса, но это не было «вмешательством государства в дела церкви, потому что это было требование Варфоломея». То есть, если Варфоломей просит государство вмешаться в дела церкви, то это уже и не вмешательство вовсе, а исполнение просьбы – прекрасный пример логики абсурда от Филарета. Кроме того, это не было вмешательством, потому что «президент думал о государстве и его духовной основе – Церкви». То есть, если все президенты будут так думать, то и делать они могут, что угодно с Церковью, ведь они думают о государстве, а не о Церкви – это уже не абсурд, а бред.
6. Филарет выбрал унижение (отказался возглавить ПЦУ), и поэтому есть томос.
7. Была договоренность - «предстоятелем будет Епифаний, но управлять церковью будет Филарет» (sic!!!). То есть, четко говорится о регентстве в ПЦУ – Епифаний, с этой точки зрения, не способен (по малолетству или скудоумию?) управлять ПЦУ.                         

8. Филарет уверяет всех, что он не страдает от «властолюбия». Доказательства? А он, по его словам, не стал Патриархом Московским, хотя мог. Врет. Не стал, потому что его не выбрали. И он обиделся. И стал «киевским патриархом» в 1995 году.
9. В качестве свидетелей того, что он до конца жизни будет «патриархом» и что он не страдает от властолюбия, Филарет называет двух человек – Зеленского и Коломойского. Почему не Порошенко, Парубия, Пинчука или Фирташа, в конце концов?
10. «Снаружи мы митрополия, а внутри – патриархия». Вот так, фанариоты, слышали?
11. Филарет считает, что ПЦУ – это неправильно, потому что этого не хотят в эмиграции. Тут тоже все просто – фанариоты потребовали, чтобы вся украинская диаспора принадлежала Варфоломею, а Филарет против, потому что он перестанет получать деньги от диаспоры.
12. В современном расколе ПЦУ виноват Епифаний, потому что он не соблюдает договоренности.
13. Есть попытки отправить Филарета на покой, но «патриарх избран навечно». Вот еще одно подтверждение того, что он уверен в своем бессмертии.
14. Если томос отберут, то Епифаний превратится в рядового архиерея.
15. За ПЦУ и против Филарета – все антиукраинские силы.
16. За всем стоит Москва, которая не критикует Епифания. Значит, делает вывод Филарет, довольна тем, как Епифаний «управляет». 

17. Условия Филарета: Епифаний представляет ПЦУ снаружи (и только с разрешения Филарета), а Филарет полностью управляет ПЦУ – и снаружи, и внутри.
18. Ну и в конце он призвал помнить историю, в частности, привел пример с Мазепой. Анафематствованным. Как говорится, все по Фрейду. 



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен