Чистый арт и правда жизни - участники фестиваля "Победили вместе" в Севастополе рассказали о документальном кино

Чистый арт и правда жизни - участники фестиваля "Победили вместе" в Севастополе рассказали о документальном кино
  Фото: pobedilivmeste.ru.

12-18 мая 2019 года в Севастополе прошел масштабный международный фестиваль «Победили вместе». Он собрал более 200 участников. Сценаристы, режиссеры, продюсеры, преподаватели вузов, заслуженные кинематографисты из разных стран мира, журналисты и зрители за неделю увидели 88 конкурсных работ и дополнительные показы внеконкурсных программ, фильмов и сериалов. Большинство из них посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, но тематика фестиваля шире только военной темы. Номинанты в каждом из четырех основных конкурсов представили фильмы о победе над собой, над обстоятельствами и над жизнью. 

Считается, что искусство – это то, что вызывает эмоциональный отклик у аудитории. Художественные достоинства произведений и мастерство авторов - вопрос всегда спорный. Но в случае отобранных на "Победили вместе" работ точно одно – равнодушных не было. Так что же такое документальное кино, и почему некоторые режиссеры потратили месяцы, а иногда и годы на один фильм? Об этом они рассказали ИА FederalCity. 

Е. Буякова, режиссер, Белоруссия. Фото: ИА FederalCity.   

Елена Буякова, режиссер, Автор документального фильма "Один день из жизни Алеся и Алеси" (Белоруссия, 2018).  

Шорт-лист международного конкурса киношкол.  

- На создание моего фильма о паре Алеся и Алеси ушло примерно восемь месяцев. Они разные, но ближе друг другу, чем кто-либо ни было.  Первые полгода я знакомилась с героем Алесем, общалась с ним и его спутницей жизни. Когда в один момент сцены выстроились перед глазами, я поняла, что можно начинать снимать.   

- На кинофестивале "Победили вместе" я смотрела основную программу конкурсов национальных и международных документальных фильмов. Особое внимание уделила работам уже состоявшихся режиссеров, чтобы познакомиться с их приемами, научиться их методам. Я свой фильм снимала методом наблюдения, как выяснилось, я оказалась в тренде, это сейчас очень популярно. 

Документальный фильм "Один день из жизни Алеся и Алеси" (Белоруссия, 2018). Фото: ИА FederalCity. 

- Из того, что я увидела, сильное впечатление произвел фильм "Сербка" хорватского режиссера Небойша Слиепчевича. (Прим. ред.: приз за лучший фильм в международном конкурсе полнометражных документальных работ). Он посвящен семье убитой сербской девочки во время развала Югославии и тому, как много лет спустя их гибель переосмысляют и по новой переживают участники театра. Они берут эту реальную историю, как основу для пьесы.  

- Больше всего в документальном кино мне нравится правда. Это все о жизни. Фиксация момента, того, что происходит здесь и сейчас. И возникает серьезный этический момент, моральная сторона вопроса. Мы, авторы, в ответе за то, что выйдет на экраны. Смонтировать можно что угодно, но для меня лично все должно быть в гармонии. Это подразумевает и объективный показ героев, люди важнее спецэффектов, художественных приемов или драматургических поворотов.  

И. Михайлов-Соболевский, режиссер, Россия. Фото: ИА FederalCity. 

Илья Михайлов-Соболевский, телеведущий, актер. Режиссер телевизионного фильма "Город в объективе" (Россия, 2018).    

Шорт-лист международного телевизионного конкурса.   

 - Фильм приурочен к 100-летию киностудии Ленфильм.  Мы решили показать, что происходило за всю историю этого творческого объединения, но главным образом то, каким Санкт-Петербург (ранее Ленинград и Петроград) показывали в советских фильмах. 

Ведь улицы культурной столицы в кино превращались в бульвары и площади Вены, Парижа, Берлина, Нью-Йорка, Москвы. Именно в Санкт-Петербурге снимали Лондон Шерлока Холмса. Петропавловская крепость оказывалась пристанью, а дача Гаусвальд на Каменном острове - охотничьим домиком испанского короля.  

Мало кто знает, что для нескольких эпизодов фильма "Двадцать дней без войны" на Кожевенной линии Васильевского острова построили специальные декорации, и наш город на экране стал Ташкентом.  

ТВ-фильм "Город в объективе" (реж. И. Михайлов-Соболевский. Россия, 2018). Фото: ИА FederalCity. 

- Я люблю произведения без закадрового текста, которые построены на "синхронах" (Прим. ред.: интервью в кадре) и "лайфах" (Прим. ред.: на ТВ - видео продолжительностью до 10 секунд с оригинальным звуком). Но это телевизионный фильм. У данного формата существуют свои требования, так что здесь присутствует мой закадровый текст. 

- Фильм короткий, всего 26 минут. В нем есть как съемки современного Санкт-Петербурга, так и кадры из художественных игровых кинофильмов, которые были произведены еще в СССР. Автором сценария выступил Михаил Бергарт, продюсером - Анна Рудая, оператором-постановщиком - Александр Чудин, режиссёром монтажа - Ольга Степунина

- Хотелось бы, чтобы площади киностудии "Ленфильм" не простаивали и не продавались. Такой лакомый кусок в центре Санкт-Петербурга выгодней застроить элитной недвижимостью, нежели сохранить творческое производство.  

-  Мы не только отдали дань уважения одной из крупнейших киностудий страны, но и задумались о ее будущем. Разумеется, я прекрасно понимаю, что сейчас век довольно сложных отношений кино, ТВ и интернета.  

Но желательно, чтобы такой гигантский механизм по производству фильмов продолжал жить. Не только сдавая в аренду съемочные павильоны и оборудование. А именно в таком виде, как она и задумывалась изначально – как полноценный киноконцерн. Чтобы студия "Ленфильм" снимала фильмы от начала и до конца, чтобы на ней творили и работали сценаристы, режиссеры, продюсеры. 

М. Костарев, исп. продюсер кинокомпании "Снега", Россия. Фото: ИА FederalCity.  

Максим Костарев, исполнительный продюсер кинокомпании «Снега», Екатеринбург. Представлял фильм "Учитель для Глазка" (реж. Наталья Саврас, Россия, 2019).  

Шорт-лист национального конкурса документальных фильмов.  

- "Учитель для Глазка" стал вторым фильмом Натальи Саврас. Первый под названием "Счастье не за горами" она сняла в 2016 году. Кинокомпания "Снега" делает ставку на молодых режиссеров. Мы каждый год объявляем конкурс интересных идей, заявок и концепций от начинающих авторов. Отбираем лучшие, оформляем пакеты документов и направляем в Министерство культуры РФ для получения финансирования.  

Документальный фильм "Учитель для Глазка" (реж. Н. Саврас, Россия, 2019). 

Подчеркну, что с нами работают и заслуженные профессионалы, которые в свое время трудились еще на знаменитой Свердловской киностудии, так что у них есть возможность научить дебютантов, передать им кинематографический опыт. 

"Снега" существуют с 2003 года, за это время мы выпустили на экраны уже более 70 проектов, число призов перевалило уже, наверно, за 200 наград. 

- Идеи для фильмов иногда появляются сами собой. К примеру, второстепенный герой одной документальной картины становится центральным – в другой. К примеру, мы снимали четырехсерийный фильм "Равная величайшим битвам" об эвакуации советской промышленности в годы Великой Отечественной войны за Урал. Встретили интересных людей с уникальной судьбой. О них мы сняли уже следующий фильм. 

- В основном мы отбираем идеи и сценарии на темы духовного развития личности, воспитания детей, спорте, конфликте поколений, семейных ценностях. Как правило, в одном фильме затрагиваются сразу несколько конфликтов. 

К примеру, в фильме "Учитель для Глазка" сразу несколько противопоставлений: город и деревня, отцы и дети. Молодые педагоги из мегаполиса переезжают в село работать, и это оказывается непросто и для них, и для их учеников. (Прим. ред.: история про московских хипстеров в глухом тамбовском селе вышла очень смешной). 

Е. Милых, кинорежиссер, Россия. Фото: Е. Милых. 

Евгений Милых, кинорежиссер, автор документального фильма "Ничего личного" (Россия, 2018).  

Специальный приз международного конкурса киношкол "Фильму, открывающему много дверей".  

- Фильм "Ничего личного" рассказывает о двух коллекторах, которые изымают недвижимость у должников в пользу банков. Один оформляет документы и следит за легальностью процедуры. Он не нарушает закон и не использует "грязные" методы. Но всё чаще задумывается о моральной стороне того, чем занимается. 

Второй не рефлексирует, он увлеченный специалист по охранным системам. Для него открытие замков не просто работа, а хобби, даже разновидность искусства. Он посвящает этому все свое свободное время. 

Документальный фильм "Ничего личного" (реж. Е. Милых. Россия, 2018). Фото: ИА FederalCity. 

- Сначала я закончил актерский факультет. Потом – режиссерский. Но я всегда думал, что буду снимать только игровые, художественные фильмы. Но благодаря наставникам я понял, что найти драматургию в реальной жизни – это захватывающий процесс. Для меня этот формат – это чистый арт, чистое творчество. 

- К съемкам документального кино я отношусь как к отпуску, что ли. Если я снимаю художественный игровой фильм, то на площадке будут не менее 30 человек. Если я снимаю документальный фильм, то работаю один. И большой съемочной группой снять такое не получится. Я не задаю вопросов, не беру интервью, не снимаю постановочные сцены и не режиссирую действия людей. Я хожу за своими героями с видеокамерой. Они расслабляются, привыкают ко мне. И тут начинается кино. 

 - В игровом кино я познаю себя. В документальном кино – я познаю мир. 

Н.Выборгова, исп. продюсер киностудии А. Шемякина. Фото: ИА FederalCity. 
Наталья Выборгова, исполнительный продюсер киновидеостудии "Студия Андрея Шемякина", директор документального фильма "Алексей Дидуров. Жизнь после" (реж. Анна Голикова, Россия, 2018).  

Шорт-лист национального конкурса документальных фильмов.  

- Замысел документального фильма возник еще три года назад, и мы выпустили его к 70-летию поэта, прозаика, переводчика и создателя рок-кабаре "Кардиограмма" Алексея Дидурова. К сожалению, он умер в 2006 году, в возрасте 58 лет. 

Мы ставили перед собой задачу показать не только его, как литератора, но и как создателя уникального творческого пространства. Из которого вышли не менее трех поколений популярных в нашей стране рок-музыкантов, в числе которых были и Майк Науменко, и Виктор Цой

Документальный фильм"Алексей Дидуров. Жизнь после" (реж. А. Голикова, Россия, 2018).    

- Он сумел так вложить душу в "Рок-кабаре", что оно существует до сих пор. Все его участники говорят одно и то же, что Алексей Дидуров для них жив. Когда они собираются, играют музыку, поют песни, им кажется, что он где-то рядом, миг – и войдет в дверь. Документальный фильм является совместной работой не только всей студии, но и всех. Кто его знал, помнил и любит до сих пор. Все вложили душу.  

В переулке, где мы отлюбили, 

Тишины стало больше и мглы. 

Постояли, пожили, побыли, 

Разошлись за прямые углы. 

И скончался зачатый недавно 

Миф шершавый, как отзвук шагов. 

И родились от нимфы и фавна 

Три куплета из букв и слогов. 

Лист и свист кораблем невесомым 

Приземлятся, и след пропадет. 

Новый дворник в костюме джинсовом 

Удивительно чисто метет. 

А. Дидуров 

-  Стихотворение "В переулке, где мы отлюбили" является одним их моих любимых. В нем весь Алексей Дидуров. Он не был прагматичным аналитиком, он все пропускал через себя, поэтому сердце так рано и не выдержало. Все в его жизни было на голом нерве. Если Алексей ругался – то вдрызг, если хвалил – то превозносил до небес, если объяснял – то шансов не понять не было. 

Его уникальность, в том, что он знал, не что сказать, а как. Он эмоционально, искренне, страстно говорил со всем миром и мог достучаться до любого человека. 

Алексей Дидуров. Фото: persons-info.com.    

- Не всегда документальное кино получается таким, каким ты его задумываешь, каким ты его видишь даже в середине процесса создания. Документальное кино всегда рождается на монтажном столе. Этим оно отличается от художественного игрового. Когда мы начали монтаж, поняли, что не хватает даже не "перебивок" (Прим. ред.: монтажный кадр с изображением объектов или деталей, которые отсутствуют в предшествующем или последующем кадрах), а атмосферы. Мы снимали рок-кабаре, сам концерт, но этого не хватало, чтобы передать масштаб его личности. 

Мы отправились в Серебряный бор в Москве. Алексей Дидуров обожал это место, там он писал свои стихи. И на площадь Маяковского в столице России. Дело в том, что в фильме "Москва слезам не верит" в одной из сцен на дальнем плане снимался не актер Андрей Вознесенский, а Алексей Дидуров. Масштаб изображения такой, что, если не знаешь - не поймешь. 

 Мы взяли вертолет-дрон с камерой и досняли бор и мегаполис с верхней точки. На контрасте простора площади и замкнутости Серебряного бора возник нужный нам эффект. Именно это отмечали зрители на кинофестивале "Победили вместе" после показа. Они подходили и говорили: "Атмосферная картина получилась". Мы раскрыли Алексея Дидурова за счет пространства, в котором он жил и создавал.  

Памятник поэту В. Маяковскому, Москва. Фото: ruspekh.ru. 

- Сейчас мы снимаем фильм про основного автора текстов песен группы "Наутилус Помпилиус" Илью Кормильцева. Он написал слова песен, которые наизусть знает почти вся страна - "Я хочу быть с тобой", "Скованные одной цепью", "Казанова", "Прогулки по воде". 

Но мало кто знает, что он был блестящим академическим переводчиком, полиглотом. Он владел 12-ю иностранными языками. Сотрудничал с журналом "Иностранная литература", издавал книжную серию "За иллюминатором", переводил Джона Толкина, Фредерика Бегбедера, Уильяма Берроуза, Чака Паланика

Вот как говорить о таком человеке? Естественно, это ставит перед творческой группой высокую планку. Не хочется показывать "говорящие головы" (Прим. ред. – статично снятое интервью респондента в кадре).  Будем искать новые решения, художественные приемы. 

В. Третьяков, журналист, политолог. Фото: twitter.com.  

Виталий Третьяков, журналист, политолог, автор и ведущий телепрограммы "Что делать? Философские беседы" на телеканале "Культура", декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова.   

Председатель международного конкурса киношкол.  

- В телевизионном эфире очень мало документальных картин. К сожалению, в России карательная психиатрия отменена. Мало того, что сейчас очень сложно изолировать душевнобольного человека от общества и СМИ, телевидение намеренно выращивает и клонирует сумасшедших, делает их героями нашей повседневной жизни. 

Очевидно, что сегодняшнее телевидение – отлаженная постановка спектаклей и массовых скандалов. Фрик – основной герой современной телевизионной программы, карьера которого развивается стремительными темпами, начиная с первого его появления на экране. Потому чем безумнее и неадекватнее человек, тем больше у него шансов сегодня стать популярным на всю страну. 

- Существует два сценария развития событий. Первый – когда на телеканалах накопится критическая масса выпускников Высшей школы телевидения, и они произведут на местах системную революцию. Можно еще дождаться, когда кто-то займет место директора, но это менее революционно. Второй вариант – когда разгневанные народные массы соберутся и разгромят "Останкино".  

Кинотеатр "Москва", Севастополь. Фото: ИА FederalCity.  

- Смотреть миллион раз Малахова, Пугачеву, Трампа уже всем надоело. Большая часть аудитории – люди в солидном возрасте с богатым жизненным опытом и разносторонними интересами. Поэтому, безусловно, надо показывать разнообразные сюжеты, а не без конца одно и то же. Дискуссии о том, чем завоевывать зрителя, ведутся самые яростные, но они пока не дали положительного результата. Будем надеяться, что фестиваль "Победили вместе" поможет вернуть качественную кинодокументалистику на экран. 

Ранее ИА FederalCity сообщало о победителях фестиваля документальных фильмов и телевизионных программ "Победили вместе". Призы в четырех основных конкурсах и дополнительные награды от жюри и партнеров фестиваля вручили на церемонии закрытия в Севастополе. 

Также ИА FederalCity писало, что на кинофестивале "Победили вместе" показали документальный фильм о русских узниках нацистского лагеря в Норвегии. Документальную кинокартину "Не рабы рыбы" ("Frozen fish, warm voices", 2018) создали кинематографисты Швеции и Норвегии. 



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен