История пассажирских поездов в Севастополе тоже началась с Петербурга

История пассажирских поездов в Севастополе тоже началась с Петербурга
  Фото: ок.ру.

Накануне возобновления ж/д сообщения Крыма с материком Константин Мензелинцев рассказал ИА FederalCity о начале эры железных дорог в регионе.

- Весь Севастополь ждет прибытия первого после пятилетнего перерыва состава с материка. Это, безусловно, главная тема. Скажите, самый первый поезд, который пошел по севастопольской земле, ждали с таким же нетерпением?

- Самое интересное, что совсем не ждали – скорее, наоборот. Дел в том, что первая железнодорожная ветка была построена англичанам в 1854 году, в период Первой обороны Севастополя. Это узкоколейка связывала Балаклаву с осадными сооружениями британцев. Перед своим уходом союзники большей частью разобрали или разрушили ветку.

Вскоре после окончания Крымской войны концессия на строительство железной дороги Москва-Севастополь была получена Главному обществу РЖД, однако реально строить дорогу стали только в 1871 году. Занялся этим проектом знаменитый русский промышленник Петр Губонин.

Первый поезд прибыл в Севастополь 15 сентября 1875 года.

- Что это был за состав?

- Это был грузовой состав. Он привез в город уголь, пшеницу, грузы для Черноморского флота.

Что касается первого пассажирского поезда, то он следовал, как и тот, который мы сейчас ждем, по маршруту "Санкт-Петербург-Севастополь". Он прибыл на перрон Севастопольского вокзала в мае 1876 года и состоял из четырех вагонов.

Кстати, вокзал построили в устье Южной бухты, на месте поросших камышом и кустарником болот. Для удобства пассажиров прямо ко входу в здание вокзала был подведен пандус для экипажей и пролеток, а позднее прямо к центральному входу был подведен трамвай и пассажиры могли сразу в него садится.

Направление из двух столиц в Севастополь было востребованным, курьерский поезд ходил ежедневно.

- А сколько надо было потратить тогда на путь из Петербурга в Севастополь по железной дороге?

- Довольно долго, больше, чем сейчас. Это было связано с тем, что в пути надо было делать пересадки. Так, в 80-х годах позапрошлого века пассажиры садились в состав в Петербурге и следовали до Москвы, где желающие продолжить путь перебирались с Варшавского вокзала на Курский. Затем курьерский поезд следовал до Харькова, где пассажиров ждала еще одна пересадка. Далее по Лозовской железной дороге поезд шел до самого Севастополя. Время в пути составляло более 60 часов.

Ситуация поменялась в 1895 году, когда поезд Санкт-Петербург-Севастополь стал беспересадочным, однако шел день и две ночи, выходя из северной столицы в 22.00 и прибывая в Севастополь в 10.15 утра. Кстати, это был курьерский поезд № 1.

После того, как паровозы стали более мощными, время в пути из города на Неве к Черному морю сократилось до 39 часов. Примерно столько поезда шли во времена СССР – фирменный скорый поезд "Нева" (№7-8) и вовсе сократил время до 31 с половиной часов. Потом он пошел в обход Москвы и с 1978 года опять идти дольше. Сейчас состав с этой нумерацией идет уже и в обход Украины, так что вполне естественно, что время следования вновь стало более 44 часов.

- Кстати, а сколько тогда стоили билеты на поезд от Петербурга до Севастополя?

- В зависимости от класса. В 1914 году  в первом классе билет стоил 35 рублей, во втором 23, в третьем – 15. К слову, месячное жалование квалифицированного рабочего составляло тогда от 75 до 120 рублей. Армейский поручик получал 80 рублей в месяц, фельдшер в земской больнице 50 рублей, а гимназический учитель от 85 до 100 рублей.

Чтобы понимать уровень цен к жизни, то килограмм говядины стоил 40 копеек, гречки 20 копеек, а обед в трактире из трех блюд с водкой – примерно 80 копеек.

Так что поехать повидать Севастополь на железной дороге могли себе позволить и квалифицированные рабочие, и учителя, и врачи, и даже армейские поручики.

       Железнодорожный вокзал Севастополя времен Александра II. Фото: pbs.twimg.com.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен