Последние месяцы Великой Отечественной – 26 февраля 1945 года

Последние месяцы Великой Отечественной – 26 февраля 1945 года
  Расчет 152 мм гаубицы младшего сержанта Кудинова ведет огонь по фортам Познани. Фото: waralbum.ru.

Сводка Совинформбюро и воспоминания ветеранов в проекте ИА FederalCity "Победный сорок пятый – день за днем".

26 февраля 1945 года Ставкой ВГК до командующего 3-м Белорусским фронтом маршала Александра Василевского доведена директива – Земландской группировке перейти к обороне, все силы фронта сосредоточить на взятии Кенигсберга и уничтожении окопавшихся там войск вермахта.

Продолжая наступление в Восточной Пруссии, советские войска с боями овладели Хайлигенхофом, Дюстервальде, Наусседеном и рядом других населенных пунктов.

"Это было в то время, когда немцы решили выйти из Кенигсберга и соединиться с основными своими силами, которые защищали Берлин, задача им была такая поставлена. И вот там, где-то на западе, на юго-западе от Кенигсберга, мы идём по траншее - пулемёт не работает. Под траншеей узкий лаз и гнездо пулемётное, где установлен пулемёт - не работает!...  Расчёт был, но командир расчёта убит, помощник, который второй номер, ранен. Два солдата сидят, но, что - они ничего не знают в пулемёте. И я разобрал пулемёт, замок заклинило, прочистил его, и пулемёт начал стрелять. И я успешно отражал вот эти атаки за первого номера, за командира отделения, за всех. Они оттуда отступали, они там обречёны были, они были окружены: отсюда и с моря - они на косе были, как там, Куршская коса. И они через этот залив переправлялись и пёрли во что бы то ни стало на соединение. И нас вот здесь и поставили… Не дали мы им прорваться всё-таки, не дали им прорваться", - вспоминал разведчик 294-го стрелкового полка Иван Замятин.

За то, что он сумел удержать линию обороны на Куршской косе, и, получив ранение, остался за пулеметом, рядовой Замятин был награжден орденом Славы III степени.

       Советский пулеметчик на позиции. Фото: waralbum.ru.

25 февраля успешно развивалось наступление на соседнем 2-м Белорусском фронте (командующий маршал Константин Рокоссовский). 

Вклинившись на территорию противника на более чем 50 километров, бойцы 3-го гвардейского кавалерийского корпуса начали штурм предместий Нейштеттина. Боевые машины 3-го гвардейского танкового корпуса внезапным ударом вышли к Бадельбергу и штурмом овладели городом и крупным логистическим узлом Шенау.

"Второй раз меня ранило 26-го февраля уже 1945 года.  На самоходки, на танки сажали десант человек по шесть, по восемь человек. И мы выходили на главные дороги и обрезали их у этих немцев. Нас было четыре самоходки и человек 30 или около 40 десантников. По лесу вышли мы на главную дорогу и оседлали ее. А впереди был населенный пункт. Там — немцы были. Завязался, короче говоря, у нас с ними бой. Я, значит, увидел первую пушку. Я ее доставал. И я, значит, первую машину уничтожил, а другую не достал. Я крикнул команду механику. Пока он переводил машину, этот пушкарь меня опередил. Он врезал в дерево. Если бы он попал бы в самоходку, то меня не было бы в живых. Снаряд взорвался, и осколок от него, значит, перебил мне ключицу и еще один осколок остался в груди", - рассказывает о боях в Померании Михаил Рассадников - наводчик самоходного орудия отдельного самоходно-артиллерийского полка 3-го гвардейского кавалерийского корпуса.

За этот бой в Померании старший сержант Рассадников был награжден орденом Отечественной войны II степени.

До этого он был удостоен медали "За Отвагу" (1943 год, форсирование Днепра) и ордена Славы III степени (1944 год, за 15 лично уничтоженных солдат противника в бою у села Дубровка).

        Атаку пехоты поддерживает самоходка СУ-76. Фото: yujanka.kz. 

  


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен