Мало нам коронавируса: к Земле летит астероид

Небесное тело летит к Земле. Фото с сайта pixabay.com

НАСА объявило о приближении к Земле астероида 1998 OR2 еще в начале марта, а ближе всего он подойдет к нашей планете 29 апреля. Диаметр этого космического булыжника от двух до четырех километров. Если бы он попал по планете, катастрофа была бы неизбежна. Однако он не подойдет к нам ближе, чем на 6,3 миллиона километров.

И все же Землю периодически бьют пришельцы извне, и бьют сильно. Правда, в период существования человечества настоящие большие астероиды на нас не падали, иначе, возможно, люди вымерли бы, как это случилось 65 лет миллионов лет назад с динозаврами. Есть серьезные основания полагать, что это спровоцировал именно ударивший по Земле в районе Центральной Америки астероид.

А вот более мелкие метеориты падают постоянно, и часто с печальными последствиями. Правда, эти пришельцы приносят и немало пользы науке. Об этом читайте в статье писательницы и публицистки Татьяны Алексеевой-Минасян

Астероид. Фото с сайта pixabay.com

30 ноября 1954 года жительница поселка Оук-Гроув в штате Алабама Энн Ходжес прилегла отдохнуть в середине дня. Внезапно раздался страшный грохот, а потом что-то так сильно ударило ее в руку и в бедро. Оглядев комнату, она заметила на полу невзрачный камень величиной с крупный грейпфрут. Так миссис Ходжес стала первым известным в мировой истории человеком, на которого упал метеорит. В атмосфере он развалился на три части, которые упали в разных местах. Одна из этих частей, весившая 3,86 килограмма, и приземлилась на дом Ходжесов, чудом не убив его хозяйку.

Энн Ходжес в больнице после удара метеорита. Архивное фото

В 1992 году упавший в Уганде Мбальский метеорит тоже развалился в воздухе на части, и один из его фрагментов, весящий всего три грамма, попал в мальчика. К счастью, он получил лишь небольшой синяк. Чуть меньше повезло другому ребенку, живущему во Флориде – в 2013 году осколок метеорита «чиркнул» его по голове, оставив глубокий порез. Ну и все, конечно, помнят недавний случай с падением метеорита в Челябинске – людей, заявивших, что их задело его осколками, набралось несколько сотен.

Осколки Челябинского метеорита. Фото "Википедия"

А в одной итальянской рукописи упоминается монах из Милана, в 1677 году убитый упавшим с неба камнем. Но историки сомневаются в правдивости этой истории. Так что единственным живым существом, которое точно убил метеорит, стала венесуэльская корова. Это случилось 15 октября 1972 года в поселке Трухильо

Иногда метеориты падают на пустые здания. Последний такой случай произошел осенью 2018 года в Японии, когда метеорит упал на крышу частного дома в городе Комаки. «Небесный посланец» не смог пробить его крышу и распался на три части. Хозяйка дома в этот момент отсутствовала. Вернувшись домой, она стала искать метеорит в саду и нашла все три фрагмента, которые отдала в местный музей.

А 9 октября 1992 года жертвой метеорита стал автомобиль. Американка Мишель Кнапп из города Пикспилл каталась на «Шевроле», купленном накануне за 400 долларов, и внезапно увидела огненную полосу в небе. Через несколько секунд метеорит насквозь пробил ее автомобиль – если бы Мишель осталась за рулем, у нее не было бы шансов уцелеть. Позже дама выставила «Шевроле» на продажу и его купили за 10 тысяч долларов.

Мишель Кнапп и ее автомобиль. Архивное фото

Все метеориты непременно исследуют, кроме всего прочего, и на присутствие в них следов какой-либо органики. И порой такие следы удается обнаружить. Правда, во всех подобных случаях доказать, что метеорит принес на Землю именно чужую жизнь, ученым не удалось.

Первым кандидатом на роль носителя жизни стал метеорит, упавший 14 мая 1864 года во французском городе Оргейле. Исследования обнаружили на его соколках углеводы. Кроме того, там было нечто напоминающее окаменевшие одноклеточные водоросли. Больше всего эти микроскопические окаменелости были похожи на древние одноклеточные растения, обитавшие на Земле примерно 600 миллионов лет назад. Все выглядело так, будто бы этот камень прилетел на Землю с какой-то планеты, на которой тоже существовала – а возможно, существует до сих пор – жизнь.

Однако дальнейшие исследования показали, что вещества, похожие на углеводы, оказались земными – просто, когда кусочки небесного камня пролетали сквозь атмосферу, в них вплавились частицы дыма, вступившие в реакцию с водяным паром. Что же касается окаменелых водорослей, то другие специалисты не подтвердили их наличие.

Изучением метеорита, упавшего 21 июня 1889 года в украинском селе Мигеи и весящего чуть больше двух килограммов, занялся доктор геолого-минералогических наук Владимир Тимофеев. Как и его французские коллеги, он обнаружил на каменном шаре следы органических веществ и окаменевших микроорганизмов, напоминающих древние земные одноклеточные водоросли и грибы. В дальнейшем мнения ученых разделились: некоторые соглашались с Тимофеевым, другие отрицали наличие на камне органики.

Метеорит Мигеи. Фото с сайта geo.web.ru

На Мерчисонском метеорите, упавшем в Австралии 28 сентября 1969 года, неподалеку от деревни Мерчисон, исследователи обнаружили частицы органики – фрагменты аминокислот, из которых состоят белки. Палеонтолог Алексей Розанов утверждает даже, что в этом метеорите сохранились остатки бактерий, не похожих на известные земные, а также нечто напоминающее клетки, из которых состоят нити грибниц. Правда, далеко не все коллеги разделяют эту точку зрения.

Наконец, существует метеорит с возможными следами живых организмов, прилетевший на Землю с Марса. 15 миллионов лет назад Красная планета, по всей вероятности, столкнулась с крупным астероидом. Этот удар выбросил лежащие на поверхности планеты камни в космос. Один из них, весом без малого два килограмма, 13 тысяч лет назад долетел до Земли и упал в Антарктиде, где пролежал до 1984 года, когда его нашли американские полярники.

В 1996 году специалисты НАСА, изучавшие этот кусочек Марса, которому дали имя Allan Hills 84001, объявили, что на его поверхности имеются странные образования, напоминающие окаменевшие бактерии, но гораздо более мелкие. Правда, часть ученых посчитали, что живые клетки не могут быть настолько крошечными, так как в них не поместятся молекулы ДНК и РНК. Но объяснить, чем же тогда являются обнаруженные на метеорите структуры, они пока не могут.

Структуры, похожие на бактерии на метеорите Allan Hills 84001. Фото "Википедия"

Было бы странно, если бы ни один из упавших с неба камней не стал предметом культа. И такой метеорит действительно существует. Он упал в Канаде несколько тысяч лет назад. Местные индейцы посчитали его даром высших сил и перетащили поближе к своим жилищам, в долину Вилламет, в настоящее время находящуюся на территории штата США Орегон. Сделать это, надо полагать, было непросто, потому что весит этот камушек 15 тонн, а его размер в самом широком месте составляет три метра. Каждый год в день его падения индейцы проводили торжественную церемонию с танцами. В ХХ веке власти США построили вокруг гигантского метеорита музей, и он стал его главным экспонатом. Но индейцы потребовали, чтобы им вернули камень. В конце концов был найден компромисс: метеорит остался в музее, но коренные жители Америки получили разрешение приходить туда и проводить ритуалы. Этим правом они пользуются до сих пор.

Исследователи установили, что метеорит Вилламет является осколком астероида. Других таких на Земле нет. Кроме того, это самый крупный метеорит, найденный на территории США, и шестой по величине небесный гость в мире.

Метеорит Вилламет в музее. Фото "Википедия"

По мнению некоторых ученых, метеоритом является и Черный камень, вмурованный в одну из стен мусульманской святыни Каабы в Мекке. По преданию, раньше этот камень находился в раю. Первой версию о его метеоритном происхождении высказала минеролог Элизабет Топмсон из Дании. Она обратила внимание на то, что примерно в тысяче километров от Мекки имеется кратер от падения метеорита.

Надо надеяться, что ни летящий сейчас к нам 1998 OR2, ни другие подобные комические подарки не наделают на нашей планете бед. У нас и так сейчас пандемия коронавируса, экономический кризис и прочие ужасы. А обычные «спасители» мира, вернее, голливудские актеры, таковых играющие, нынче самоизолировались, о чем читайте в ИА FederalCity.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен