Дистанционное обучение: родители в шоке

Дистанционное обучение: родители в шоке
  Дистанционное обучение. Фото: mos.ru
Московские школы перешли на дистанционное обучение. Большинство родителей жалуются на большое количество сложностей и проблем, которые привнесла в их жизнь новая – вынужденная – форма обучения. В родительских чатах на эту тему мелькают слова "ад" и "идиотизм". 

Основное недовольство родителей связано с тем, что, по их мнению, работу учителей переложили на их плечи. Родителям пришлось дополнительно объяснять материал детям и помогать выполнять домашнее задание, которое школьникам учителя присылают теперь в большем объеме.

Родителям пришлось приспосабливаться к совершенно новой организации образовательного процесса и обеспечивать техническое оснащение дистанционного обучения. Родители были не готовы к онлайн-обучению их детей, тем более, что в московских школах к началу дистанционного обучения не было выработано четких единых инструкций по использованию платформ, которыми приходится пользоваться детям и родителям во время учебы. Многие учителя используют ранее освоенные ими сервисы сообщений, и родителям и детям приходится подстраиваться под учителей и осваивать "на ходу" инструменты, выбранные учителями.  

В СМИ с самого начала обратили внимание, что к новому формату обучения не во всех семьях смогли обеспечить каждого ребенка персональным компьютером на несколько часов. Многие родители стали работать удаленно и тоже используют домашние компьютеры. 

Детям же помимо необходимости осваивать возросший объем и преодолевать технические сложности дистанционного обучения стало гораздо труднее не отвлекаться и сохранять концентрацию на учебе. 

Источник: Владимир Погодин, Рейтинг школ Москвы 


Возникают и вопросы юридического порядка. Так, согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции: за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Однако из-за введения дистанционного обучения эти обязанности, действительно, во многом легли на плечи родителей. Огромное количество действий по обеспечению образовательного процесса требуется теперь от родителей, которые и без того часто заняты работой на удаленке или же просто хотели бы иначе потратить свое время. 

Возникшее в связи с введением дистанционного обучения эмоциональное напряжение и многие конкретные затруднения хорошо передают реплики из соцсетей, где родители жалуются друг другу на трудности дистанционного обучения. 

Источник: Владимир Погодин, Рейтинг школ Москвы 


Так, в одном из чатов с обсуждением дистанционного обучения можно увидеть такие реплики в диалоге родителей:

"Идиотизм полный. Школьный портал постоянно зависает. Домашку, написанную днем, нередко удается отправить почти ночью, т.к. не грузится". 

"У нас всё только собираются наладить обучение, но лепят двойки и лепят, и на детей и родителей наплевать. Школа с углублёнкой, за 2 недели выложили 1 урок, и то с темой, которую давно прошли".  

"У моей (5 кл.) дают задания по Фоксворду [онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей]. Это значит, что нужно сначала прослушать лекцию, которая длится 1-1,5 часа (между прочим, в школе урок 45 минут), затем выполнить задания. А вот то, что в этой лекции не весь материал для выполнения заданий есть, никого не волнует. Значит, лезем в учебники и интернет. По результатам выполнения заданий насчитывается какое-то количество баллов, и именно эти результаты отправляются учителям простым нажатие кнопки. И учителя ставят по количеству баллов оценки. Моя сегодня по этой системе делала русский, литературу, математику и историю с 10-00 до 16-30 с маленьким перерывом на обед. Не считая, что нужно выучить стихотворение из 9 строф, записать его художественное чтение на видео и отправить". 

"Двойки на дистанционке))))) Т.е сам усваивай, сам делай, и классную, и домашнюю, и тебе еще и два".

"У дочери в основном так: пишет в тетради, фоткает на телефон, отправляет учителям – большинство дало свои адреса. Вчера вот 16 страниц отправила по алгебре – это одно д/з. Правда, это 11 класс. Конечно, это занимает времени очень много. Очень. Написать именно. Но в основном учителя требуют именно написанных в тетради работ. (...) 

Видеуроков нет. В основном всё обучение на плечах родителей и на самостоятельности детей".

Профсоюз "Учитель" даже зафиксировал "дистанционную забастовку" родителей и детей ряда московских школ. Возмущенные родители были недовольны тем, что во многих школах на сайтах появились объявления о назначении каникулярных дней учебными. По сведениям "Учителя", 2 апреля на «селекторе» руководитель Департамента образования и науки Москвы Исаак Калина посоветовал директорам «не воспринимать вынужденные нерабочие дни как возможность ничегонеделания». Директора школ, "приученные с повышенным вниманием относиться к любому слову и жесту руководителя ДОНМ [Департамента образования и науки Москвы]", могли воспринять эти слова как руководство к действию и отменили каникулы. 

"В ряде подведомственных Московскому департаменту образования и науки образовательных организациях произошло массовое нарушение прав учеников", – констатировали в профсоюзе учителей. 

Часть родителей отказалась от навязанного их детям внепланового обучения, сообщил профсоюз. 

У школьников тоже много проблем с дистанционным обучением. Как рассказала ИА FederalCity на условиях анонимности ученица одного из московских лицеев, у дистанционного обучения, по ее мнению, есть плюсы, но минусов намного больше.

"Во-первых, глаза сильно устают от компьютера (и, хотя время на отдых остается, находиться перед экраном так долго всё равно тяжеловато). 

Во-вторых, воспринимать информацию в таком формате тоже не очень комфортно: не хватает живого контакта как с преподавателем, так и с одноклассниками. Учителя делают всё, чтобы помочь нам, но видно, что им и самим нелегко справляться с технологиями: они очень устают, раздражаются, если что-то не работает. Часто бывает, что минут десять от урока тратится на то, чтобы нормально установить связь, избавиться от перебоев, настроить всё… Это снижает продуктивность занятий. Более того, отмечу, что я учусь в выпускном классе, и раньше у нас постоянно проводились диагностики в формате ЕГЭ. Теперь этого нет: конечно, мы можем сами заниматься дома, но это не всегда дает такой же результат, как очные занятия. В результате подготовка к важному экзамену менее интенсивна. 

Наконец, нас сильно загружают домашними заданиями: цель понятна, но после половины дня, проведенного в одной позе перед экраном, хочется передохнуть, а не закрывать бесконечные дедлайны".

В качестве плюса ученица назвала появившуюся возможность лучше высыпаться, поскольку не надо тратить время на дорогу в лицей и сборы.  

"Это единственное, из-за чего мы еще не начали тайно ненавидеть дистанционное образование", – сообщила лицеистка.

Источник: Владимир Погодин, Рейтинг школ Москвы 


В беседе с ИА FederalCity член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки Москвы Оксана Савина, мать ученицы пятого класса, сказала, что, по ее мнению, некоторые проблемы, возникшие с момента начала работы дистанционного обучения в Москве, сняты, какие-то еще остались. 

По ее словам, в начале имела место организационная неразбериха. Не было методического обеспечения организации дистанционного обучения, у родителей не было программы обучения – что ребенок проходит сейчас в школе. Кроме того, частично не справлялась с нагрузкой и "Московская электронная школа", из-за чего часть родителей осталась без связи с единым центром организации процесса обучения.  

"Разные контакты, разные учителя, задания даются в разных режимах, кто-то отправляет в WhatsApp, кто-то – в электронную почту, кто-то собирает всех в Zoom. Учителя в первую неделю встраивались, как могли. Естественно, [у родителей] было недовольство, были претензии. Они тоже работают, они должны понимать, как готовить ребенка, как контролировать домашнее задание, как его готовить к новым темам, как готовиться к экзаменам", – сказала Савина. 

Оксана Савина также сказала, что вначале возникла и проблема в многодетных семьях, где обнаружилась нехватка гаджетов с широкими экранами, необходимыми для дистанционного обучения. Сейчас, по ее словам, школы адаптировали свое расписание занятий так, чтобы учащиеся в семьях могли использовать компьютеры по очереди. 

По ее словам, в Департаменте образования и науки Москвы решили отдать на откуп школам, директорам школ и классным руководителям решение вопроса о том, как провести и переносить или нет каникулы, поскольку родительское сообщество по данному вопросу разделилось. 

Савина считает, что резкая смена деятельности привела родителей в шок, но сейчас шок прошел. Однако проблемы все-таки остаются:

"У многих родителей есть претензии в принципе к методическому обеспечению. Не устраивает, как учителя работают, как материал подается". 

Но, видя трудности, с которыми сталкиваются другие родители, она все же отмечает, что есть и те, кто уже адаптировались к новому формату или же были готовы к нему ранее, как и их дети.  

Ранее ИА FederalCity сообщало, что учителя также недовольны новой формой обучения, главным образом из-за резко возросшей нагрузки. 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен