Здравоохранение в России: сначала было плохо, потом – еще хуже

Здравоохранение в России: сначала было плохо, потом – еще хуже
  Врачи за работой. Фото: https://pixabay.com

Совсем недавно власти (правда, не все) признали провал так называемой оптимизации здравоохранения. Гораздо раньше это поняли и почувствовали на себе простые люди. Но мало кто предполагал, что пандемия коронавируса нанесет еще более болезненный удар, и теперь за чьи-то грубейшие управленческие ошибки и прямое нежелание развивать социально значимую сферу государства его граждане платят своим здоровьем и даже жизнями. 

Вспомним, какое негодование вызывали бесконечные факты вынужденного обращения родителей смертельно больных детей ко всем неравнодушным за помощью. В стране с конституцией, провозглашающей социальное государство и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, интернет-страницы заполнены рекламой различных негосударственных благотворительных фондов. С фотографий на нас смотрят глаза детей, которых государство не в состоянии спасти. Государство, на территории которого сосредоточены огромные природные и человеческие ресурсы. Вот только на кого они сейчас работают?..

Напомним историю маленькой Ани Новожиловой из Екатеринбурга, у которой была обнаружена спинальная мышечная атрофия (СМА), та ее форма, которая стремительно прогрессирует. Нередко такие дети не доживают и до 2-х лет. Средство лечения Ани – препарат "Золгенсма" (Zolgensma) – есть, но средств на лечение Ани у российского государства нет. Пришлось отцу и маме Ани через Instagram обращаться к соотечественникам с просьбой о помощи. К счастью, история стала известна многим людям, которые помогли сами и помогли привлечь к ней внимание. В итоге немалые деньги – около около 160 млн рублей – всем миром собрали, и семья сейчас, в это опасное время эпидемии, в США ради спасения Ани. Примерно так же пришлось собирать деньги на лечение еще нескольких детей с СМА. Но вот двухгодовалый Захар Рукосуев из Красноярска, у которого был диагноз СМА, умер, потому что не получил нужное лечение. И только тогда следователи стали выяснять, как же так получается, что людям приходится самим собирать средства на лечение своих детей, хотя лечение в РФ должно быть бесплатным.

Зачем была Победа 75 лет назад, если родителям приходится самим собирать деньги на лечение своих детей?

Аня Новожилова. Фото предоставлено родителями 


Пандемия, навалившаяся на страну и планету, прервала начавшийся в российском обществе разговор о том, как же получилось, что государство не выполняет в должной мере свои функции, декларируемые в его конституции. Разговор о том, кто виноват и что делать. Информационная повестка сейчас забита коронавирусом, все с напряжением следят за сводками с фронтов войны с новой напастью. Однако при холодном взгляде на ситуацию очевидно: нынешние не слишком успешные результаты борьбы с эпидемией в стране – результат все той же оптимизации. 

В этом отношении Москва с ее огромными финансовыми, организационными кадровыми и другими ресурсами является, пожалуй, наиболее красноречивым примером катастрофичности того пути, по которому его нынешнее руководство направило московское здравоохранение. 

ИА FederalCity уже приводило честное и смелое, неангажированное мнение высококлассного специалиста о том, что натворили столичные управленцы во главе с мэром. Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова приводит такие данные печальных итогов оптимизации здравоохранения в Москве: обеспеченность инфекционными койками для взрослых и детей была сокращена почти в 2 раза – с 4,7 тыс. до 2,5 тыс. Это и могла стать причиной роста смертности от инфекционных болезней в Москве на 11% – с 12,5 до 13,9 на 100 тыс. населения (данные Росстата). Сокращение койко-мест во всех больницах столицы достигло 30%, обеспеченность койками упала в 1,7 раза (с 7,7 на 1 тыс. населения до 4,5).

Улумбекова считает, что в Москве были приняты "бездарнейшие решения", которые перевели финансирование инфекционных коек, инфекционных больниц и скорой медпомощи на ОМС. Такое финансирование, обусловленное только наличием больных, приводит к вынужденному сокращению учреждений, чего нельзя делать в случае с инфекционной службой, которая должна функционировать основное время в режиме ожидания, подчеркнула специалист. 

Но команда мэра не хотела ожидать, они хотели быть эффективными за счет экономии на медицинских услугах, больницах, койко-местах. И почему-то пребывали в полной уверенности, что делают все правильно, игнорируя мнение независимых экспертов, оппозиционных политиков, а главное – самих горожан, которые выходили с протестами против сокращения сферы здравоохранения в Москве. 

Буквально накануне удара эпидемии мэр в несколько вальяжной манере объяснял депутатам Мосгордумы, что если не сокращать койки и больницы, у врачей не будет таких солидных, как сейчас, зарплат. 



Источник: YouTube-канал Мосгордумы 


Уже через несколько недель реальность жестоко посмеялась над этой самоуверенностью мэра, правда, расплачиваться за нее пришлось простым людям и врачам, о которых якобы заботился мэр и которые оказались на переднем крае смертельной битвы. 

Но мэр и его команда и не думают признавать ошибки. Напротив, словно оправдывая поговорку "кому – война, кому – мать родна", руководство столицы демонстрирует уверенность и бросает в бой все новые резервы, мало задумываясь о цене рекламируемых побед. Так, Сергей Собянин с гордостью сообщил президенту на одном из совещаний, что создание резервных коек в Москве происходит с опережением, да таким, что он даже отдал распоряжение притормозить этот процесс. Но чего стоят такие "успехи" мобилизации московского здравоохранения, мэр, конечно, не скажет. 

Об этом знают врачи и пациенты, которым не посчастливилось в этот тяжелый период оказаться в клиниках, где принимают больных COVID-19 и тех, у кого эта болезнь только подозревается. 

В соцсетях и СМИ уже огромное количество историй о том, что в условиях спешного перепрофилирования неинфекционных клиник и мобилизации врачей других специальностей почти невозможно обеспечить должный уровень защиты от распространения инфекции в самой больнице. Специалисты подтверждают, что неинфекционное отделение больницы просто так не переоборудовать для лечения больных COVID-19, а врач без опыта не сможет безупречно применить искусственную вентиляцию легких. 

Недавний пример, о котором писало ИА FederalCity – ситуация в противотуберкулезной больнице на ул. Барболина, где, если верить оказавшейся в распоряжении редакции копии обращения в правительство РФ, из-за неприспособленности старого здания больницы заразились сами медики и пациенты, а в обеих клиниках Противотуберкулезного центра пришлось срочно выписать пациентов с туберкулезом, и здесь к тому же еще и не заплатили медикам за работу с больными COVID-19 в бригадах скорой помощи. 

Примеры сумятицы в больницах Москвы, вызванной необходимостью срочно увеличивать коечный фонд, нарастают, но на совещаниях с президентом звучат лишь итоговые – показывающие мэра как эффективного организатора – цифры. 

И еще один удивительный – возмущаться, кажется, у москвичей уже просто нет сил – факт. Даже в ситуации борьбы с эпидемией кто-то успевает делать свой гешефт. 

Так, срочное строительство в чистом поле нового корпуса в Коммунарке обошлось бюджету Москвы – как выяснили в "Известиях" – в несколько десятков миллиардов рублей. Из СМИ также известно, что на строительство были брошены силы нескольких крупных компаний-застройщиков столицы – хорошая возможность освоить деньги, когда другие стройки приостановлены. И это вместо того, чтобы дооборудовать уже закрытые больницы, действительно, сэкономив большие деньги, и перенаправить их на выплаты медикам и нуждающимся в помощи горожанам. 

Строительство инфекционного центра в Новой Москве. Источник: mos.ru 


Такой же пример есть и в Подмосковье. Здесь в "Крокус Экспо" оборудовали госпиталь за более чем 1 млрд руб., тогда как, по расчетам известного журналиста, можно было обойтись суммой в 80-100 млн. Журналист предположил, что не обошлось без отката. Президент Crocus Group Араз Агаларов в ответ на эту информацию просто отшутился. Отшучиваться в нынешних обстоятельствах можно, наверное, только если чувствуешь полную безнаказанность, если "так делают все" и это стало некой традицией в нашем таком специфическом частно-государственном партнерстве. 

Даже пандемия не смогла сломать годами формировавшийся механизм освоения бюджетов "друзьями" власти. Для россиян это очень неприятный вывод, который означает, что оптимизация после отступления эпидемии продолжится, и изменений в системе здравоохранения не будет. Ведь чиновники настолько "потеряли берега", что уже и прямые распоряжения президента не в состоянии понять и/или выполнить. 

Как иначе объяснить то, что Путину пришлось дважды и жестко повторять, чтобы всем врачам были выплачены дополнительные суммы за опасную и сверхурочную работу с больными COVID-19. 



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен