В России становится все более популярным «народный кинематограф»

В России становится все более популярным «народный кинематограф»
  Фото с сайта pixabay.com

Сегодня – День российского кино. Несмотря на то, что за весь постсоветский период отечественный кинематограф не произвел шедевров, равных, например, фильмам Сергея Эйзенштейна или Андрея Тарковского, он продолжает жить. Однако в рыночных условиях его производство принимает неожиданные формы. Например, «народного кино», снимаемого на пожертвования. 

Вообще-то во всем мире средства на небольшие фильмы от независимых авторов все чаще собирают в Интернете. На Западе этого не гнушаются даже именитые режиссеры, вроде Спайка Ли. Что же касается кино российского, до успехов, например, китчевого финско-немецко-австралийского «Железного неба» про прячущихся на Луне нацистов нашим проектам чаще всего далеко – на ее съемки было собрано 1.2 миллиона евро.

Кадр из фильма "Железное небо". Источник: официальный сайт фильма

Но из каждого правила бывают исключения. Например, создатели экранизации книги Виктора Пелевина «Ампир V» пошли оригинальным путем и запустили собственную криптовалюту. На прошедшей в 2018 году очередной кампании по сбору денег (ICO) на картину было собрано 3.5 миллиона евро. Премьера фильма запланирована на начало 2021 года.

Пожалуй, наиболее известный отечественный проект такого рода – это «28 панфиловцев». Первоначальная кампания на сервисе Boomstarter собрала три с лишним миллиона рублей. Андрей Шальопа, режиссер фильма, рассказал о своих чувствах по поводу сбора денег: 

Кадр из фильма "28 памфиловцев". Источник: официальный сайт фильма

- Применение краудфандинга — это применение народной воли... Краудфандинг делает историю фильма необычно трогательной. 

Всего, если верить сайту проекта, было собрано почти 35 миллионов рублей. Впрочем, и этого оказалось недостаточно – пришлось обращаться к поддержке Министерства культуры и геймдев-студии Gaijin Entertainment.

Такая ситуация обычна для любого масштабного краудфандинга. Так, именитые разработчики компьютерных игр, вроде студии Obsidian Enterteiment или отечественной Owlcat Games, способны привлечь для разработки проекта четыре – пять миллионов долларов, что считается очень серьезным результатом. Но с учетом западных зарплат и стоимости аренды офисов этого все равно недостаточно, чтобы довести проект до конца – и успешная кампания на Kickstarter или Fig становится отправной точкой для поиска инвесторов.

Между прочим, в российских условиях «народный кинематограф» имеет и свои особые проблемы. К примеру, после выхода на экраны фильма «Ржев», среди множества положительных на него отзывов, появилось немало и обвинявших фильм в том, что он «за государственные средства протаскивает на экраны антисоветскую пропаганду». Продюсеру фильма Инессе Юрченко пришлось официально заверить, что он был снят исключительно на частные средства и ни копейки бюджетных на него потрачено не было.

Скриншот "киношного" раздела популярного отечественного сайта boomstarter

Средства нужны не только для игровых фильмов. Зачастую к помощи зрителей обращаются и документалисты. Именно так стал возможным «Бездомный с киноаппаратом» Владислава Бахановича и Максима Лукьянца. И дело не только в том, что на документальный фильм сложнее найти деньги – зачастую их авторы стремятся сохранить как можно больше независимости, а то и принципиально не хотят связываться с государственными учреждениями.

Конечно, далеко не всякий проект доживает до успешного завершения. Иногда денег банально не хватает, а иногда речь идет про обычное мошенничество. В свое время над этим посмеялись авторы мета-фильма It’s All Good – сначала собрали 75 тысяч долларов, а спустя пару лет объявили, что потратили все деньги и закрывают производство картины. Поднялся большой скандал, который вскоре обернулся фурором – фильм все-таки вышел, и он оказался комедией про то, как молодые кинематографисты… потратили на развлечение собранные ими 75 тысяч долларов.

Кадр из фильма «Кое-что задаром». Источник: официальный сайт фильма

Тем не менее, часто «народное финансирование» позволяет создать действительно интересные фильмы. Например, фантастический нуар Алексея Талызина «Кое-что задаром» все-таки был закончен – несмотря на все неурядицы и получил награду за лучшего режиссера на фестивале короткометражного кино «Короче». Теперь авторы надеются получить достаточно денег на съемку полного метра.

Подводя итог, можно не сомневаться, что, хоть такой метод производства фильмов и не станет основным, но с течением времени, несомненно, будет становиться все более популярным. 

День российского кино ежегодно отмечается 27 августа – в день, когда в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. После чего все частные киностудии и кинотеатры были экспроприированы. 

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен