Окончание осады Севастополя стало моральной победой России в Крымской войне

Окончание осады Севастополя стало моральной победой России в Крымской войне
  Фрагмент панорамы "Оборона Севастополя" кисти Франца Рубо.

165 лет назад, 9 сентября 1855 года,  русские войска перешли на Северную сторону, завершив тем самым Первую оборону города – выдержки из мемуаров участников боев в обзоре ИА FederalCity.

Осада крепости и порта Севастополь армиями Франции, Великобритании, Турции и Сардинии длилась ровно 349 дней. Силы коалиции вчетверо превышали гарнизон Севастополя. К завершению обороны общие потери союзников составили 128 тысяч человек убитыми и умершими от ранений и болезней, Российская Империя потеряла 90 тысяч солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов.

Потеря южной части Севастополя, вместе со всеми бастионами и фортификационными сооружениями, несомненно, стали большим ударом для армии и всего русского общества. Однако героическая оборона символа боевой славы России обнулила все планы Великобритании и Франции по отторжению Юга империи вместе с Крымом и Кавказом от России.

Русские войска, переправившись на понтонному мосту через Севастопольскую бухту, по прежнему контролировали акваторию. Почти 100-тысячная армия князя Михаила Горчакова была готова продолжать военные действия. Поэтому вместо обширных территорий коалиции досталась лишь полностью разрушенная южная часть Севастополя.

Лучше всего о настроениях участников обороны города свидетельствуют мемуары, написанные очевидцами по свежим еще впечатлениями. Вот выдержки некоторых из них.

       Фрагмент панорамы "Оборона Севастополя" кисти Франца Рубо.

"После спокойной высадки в Евпатории и удачного для нас сражения на реке Альма, путь от Фортуны за нашими плечами до великих разочарований занял четыре недели. Глядя на укрепления вокруг Севастополя и корабельные пушки, стало ясно, что быстрой победы не будет, и мы обречены лишениям тяжелой осады". (лейтенант Андре Луазьон).

"Мужество войск наших под Альмой заставило неприятеля медлить с продвижением к Севастополю. Дней этих хватило для возведения линии обороны вокруг города, работы шли круглые сутки, даже женщины и малые дети носили землю и набивали мешки песком. Затопленные у входа в бухту корабли стали последним штрихом к началу осады". (корпуса Морской артиллерии поручик Антон фон Зегерт).

"Первая бомбардировка Севастополя стала сущим адом…Полторы тысячи вражеских орудий беспрерывно били по городу и его укреплениям. С моря по батареям стрелял флот противника. От звука разрывов говорить было нельзя, а земля шаталась под ногами нашими. В этот день Севастополь лишился адмирала Корнилова и сотен защитников своих". (лейтенант 37-го флотского экипажа Матвей Соколовский).

       Атака легкой британской кавалерии под Балаклавой. Источник: syl.ru.

"Атака наша под Балаклавой была столь же славна, сколь и ужасна по последствиям своим. Цвет британского рыцарства лег в "Долине смерти" под русской картечью и казачьими клинками. Велика оказалась цена испытанного британского мужества – триста офицеров и нижних чинов кавалерийских легких бригад". (капитан Саймон Канингхэм, 13-й драгунский полк).

"Первоначально чаша весов в Инкерманском сражении склонялась в пользу русских войск, однако промедление командование сыграло в пользу неприятеля, а своевременное подкрепление французской бригадой свело на нет все усилия наши. С той поры многие офицеры открыто говорили о необходимости менять командующего князя Меньшикова". (Якутского пехотного полка майор Петр Невструев).

"Первый штурм Малахова кургана не дал успеха и стоил нам больших потерь. В начале июня 1855 года мы приблизились к укреплениям кургана на двести, а кое-где и сто шагов. Каждое продвижение давалось кровью, мужество защитников Малахова кургана поражало. Лучшие адмиралы русских пали, но и второй штурм был отражен. 8 сентября мы взошли на курган, но на остальных участках были отбиты. В роте нашей в строю осталось не более трети состава". (полковник Жан Вьено, 2-й полк зуавов). 

       Фрагмент панорамы "Оборона Севастополя" кисти Франца Рубо.

"Пылающие руины Севастополя стали символом завершения осады города. Однако русские продолжают бомбардировку наших позиций с северной части бухты, выражая готовность продолжать войну. Стало известно, что наши драгуны пытались занять селение Шули, но были атакованы противником и отступили за реку Черная". (подполковник Фредерик Шевелл, командир 8-го гусарского полка).

"Глядя с высот Северной стороны на руины Севастополя, где теперь расположился неприятель, мы еле сдерживали слезы…Но наша непоколебимая уверенность в том, что завершение осады города стало моральной победой России в этой войне, помогает в сей трудный час. Если на то будет воля Божья и высшего командования, то будем сражаться и далее, не жалея живота своего за Отечество. Таково мнение мое и окружающих, за все эти долгие месяцы осады покрывших себя неувядаемой славой". (Брянского пехотного полка подпоручик Федор Ходасевич). 

        Картина "Последний взгляд" (переход через Севастопольскую бухту) кисти Франца Рубо.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен