В школе необоснованно много задают на дом. Как с этим бороться?

В школе необоснованно много задают на дом. Как с этим бороться?
  Фото: https://pixabay.com

С началом учебного родители школьников в социальных сетях вновь стали жаловаться на непомерно большой объем работы, которую задают на дом их детям – ученикам начальных, средних и старших классов. Как правило, родителям приходится помогать своим детям справиться с многочисленными заданиями, на домашнюю подготовку уходит очень много времени и у детей, и у вынужденных им помогать родителей. Слишком большой объем домашней работы не позволяет ни школьникам, ни родителям полноценно отдохнуть, заняться другими необходимыми делами, а постоянный цейтнот ведет к нервозности в семьях. 

Член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки Москвы Оксана Савина по просьбе ИА FederalCity прокомментировала проблему большого объема домашних заданий, которые вынуждены выполнять ученики российских школ. 

По мнению Оксаны Савиной, говоря о причинах большого объема домашних заданий на всех ступенях школы от начальной до старшей, необходимо учитывать тот факт, что этот объем устанавливается учебным планом, который готовится непосредственно самим педагогом и утверждается педсоветом по каждому предмету. 

В соответствии со статьей 47 закона об образовании педагоги свободны в выборе средств, форм, учебных пособий и прочих условий обучения. Следовательно, значительный объем домашних заданий, на которые жалуются и дети, и родители, могут быть заведомо заложены педагогом в учебный план по его предмету, а задания формируются исходя из того материала, который учитель не успел или счел ненужным закладывать в рассмотрении основной темы по предмету на уроке. Следовательно, проблема состоит в том, что учитель, формируя учебный план на будущий учебный год, рассчитывает свою нагрузку на уроке меньшую, а нагрузку на детей – домашнее задание – большую, что приводит в конечном итоге к увеличению или значительному объему домашних заданий.

Оксана Савина назвала возможные конкретные причины такого планирования учителями большого объема домашних заданий. 

  1. Опытный учитель, понимая объем знаний, получаемый детьми на уроках, и прогнозируя необходимый объем знаний, которые будут необходимы детям на экзаменах или тестах по предмету, формирует домашнее задание не только на закрепление, но и на самостоятельную проработку обучающимися новой темы на дому.

  2. Это может быть и учитель, специально формирующий учебный план таким образом, чтобы основная нагрузка по обобщению и обработке учебного материала - письменная и интеллектуальная - ложилась на детей в форме домашних заданий, а учитель при этом ограничивался бы исключительно ознакомительными лекциями и демонстрацией разъяснительных примеров в аудиторной форме на уроке. 

  3. Это может быть и учитель, который не может держать дисциплину в классе, в связи с чем отстаёт от собственного учебного плана, хотя и гармонично рассчитанного, справедливого в отношении распределения учебной нагрузки между уроком и домашними заданиями. В таком случае стоит вопрос лишь о том, что такому учителю необходимо признать свою проблему и проработать её совместно с учебной частью и коллегами, имеющими положительный опыт в разрешении подобных проблем. 

В крайних случаях бывают варианты домашних заданий, которые предусмотрены обязательными среди прочих, но учитель, видя низкий уровень понимания по теме, вместо того, чтобы нарастить свои компетенции в области разъяснительной работы по учебному материалу, повторяет задание по этому материалу из раза в раз на дом, перекладывая таким образом недостатки своей работы на родителей и детей, отмечает Оксана Савина. 


Домашнее задание. https://pixabay.com 

"Обращения, которые приходят мне по поводу домашних заданий – их большого объема, сложности, формата – никогда не бывают одинаковыми, это каждый раз индивидуальная история. Но проверка обоснованности объема домашнего задания по предмету путем сравнения учебного плана, рабочей программы с общеобразовательной программой школы, как правило, дает информацию о необоснованности конкретного количества домашнего задания по предмету, в связи с чем объем домашнего задания пересматривается и домашняя нагрузка изменяется", – констатирует эксперт. 

По ее мнению, в данном случае вопрос не в том, кто виноват или не виноват в возникшей ситуации. Родителям необходимо провести сравнительный анализ объема домашнего задания по предмету с планируемым объемом по рабочей программе и целям обучения, предусмотренных общеобразовательной программой школы. Все указанные документы находятся в открытом доступе, и задача родителей первоначально состоит в том, чтобы проверить обоснованность большого объема домашнего задания, поскольку больший или меньший объем является оценочным понятием, пока не произвести сравнение с планируемыми результатами обучения, заложенными в программах по предмету школы. 

Что делать, если задают много, и нагрузка, действительно, необоснованна?

"Оценка качества обучения входит в полномочия управляющего совета школы, и результаты сравнительного анализа домашних заданий по предмету с рабочей программой и планируемыми результатами обучения, предусмотренными общей образовательной программой школы, могут быть направлены родителям в управляющий совет для проведения мониторинга родителями домашних заданий, фактически задаваемых их детям, на соответствие рабочей программе по предмету", – рекомендует эксперт. 


"Если такой факт несоответствия подтвердится, управляющий совет может ставить вопрос о приведении в соответствие с учебным планом и рабочей программой учебного процесса по предмету в части формирования объема домашних заданий", – заключает Оксана Савина. 

Ранее в ИА FederalCity был опубликован материал о проблемах дистанционного обучения.  



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен