Эксцесс исполнителя может довести ситуацию до абсурда – эксперт о работе отечественного здравоохранения

Эксцесс исполнителя может довести ситуацию до абсурда – эксперт о работе отечественного здравоохранения
  В больнице. Фото: https://pixabay.com
С 1 января 2020 года отменяется ряд нормативно-правовых актов Минздрава РФ. Насколько это затронет врачей и пациентов? 

ИА FederalCity попросило юриста, специалиста в сфере медицинского права Юлию Лоухину (Санкт-Петербург) ответить на ряд вопросов, связанных с возможными изменениями в работе медучреждений, а также прокомментировать ошибки тан называемой оптимизации в сфере здравоохранения. 

По словам Юлии, отмена ряда приказов связана с действием так называемой регуляторной гильотины, суть которой в том, чтобы уменьшить количество противоречащих друг другу нормативных документов и упростить работу врачей, руководствуясь исключительно клиническими рекомендациями. Когда это войдет в нормальные правовые рамки, поскольку использование клинических рекомендаций сегодня не до конца урегулировано, здравоохранению будет «легче дышать». 

По мнению эксперта, на пациентов отмена приказов не отразится как в хорошем, так и в плохом смысле, поскольку сама по себе регуляторная гильотина не оказывает влияния на уровень подготовки и квалификации медицинских работников.

Отвечая на вопрос о том, существуют ли сейчас "провалы" в обеспечении нормативной базы работы здравоохранения, Юлия Лоухина отметила, что, по ее мнению, нынешние проблемы в работе медучреждений кроются не столько в обеспечении нормативно-правовой базы (в медицине все описать невозможно), сколько в соблюдении действующих нормативно-правовых актов в двух направлениях: управление медицинской организацией и непосредственно работа врача.

"Если первое достаточно хорошо может быть отрегулировано и исполнено, поскольку отвечает одинаковым принципам, то второе в принципе невозможно, поскольку каждый пациент уникален", – считает эксперт.

Юлия Лоухина также полагает, что меняющаяся нормативная и регламентирующая база документов в сфере здравоохранения никаким образом не влияет на уровень социальной защиты ни работников здравоохранения, ни пациентов. Незнание врачами  и пациентами нормативной базы либо неумение ее применять приводят к подобным дискуссиям, поскольку основные базовые необходимые права прописаны, считает юрист. 

Медработник. Источник: https://pixabay.com


По ее мнению, в большинстве случаев то, что должно быть сделано, уже прописано Минздравом (например, объем необходимых СИЗ на случай эпидемии, порядок действий при обнаружении единичного очага инфекции, порядок перепрофилирования клиник, иерархия подчинения в случае эпидемии), однако существует понятие эксцесс исполнителя. 

"То, что пытаются предлагать некоторые «знатоки» организации здравоохранения, чтобы Минздрав реагировал на каждый организационный сбой в конкретной клинике, называется "ручное управление", то есть командующему армией предлагают командовать ротой. Не следует доводить ситуацию до абсурда", – описывает ситуацию Юлия Лоухина. 

Говоря о так называемой оптимизации здравоохранения, эксперт предлагает посмотреть на нее с правильной стороны. 

"Оптимизацию здравоохранения нужно было начинать с переподготовки медицинских кадров: если врача всю жизнь учили, что пациента нужно держать в стационаре 21 день, а сейчас предлагают через четыре дня выписывать и направлять на стационарозамещающее или амбулаторное лечение, то у врача происходит диссонанс", – замечает Юлия.  

Суть оптимизации здравоохранения, по ее мнению, заключается в том, чтобы за единицу времен большему количеству пациентов была оказана качественная медицинская помощь: 

"До оптимизации вы могли получить курс химиотерапии вне рамок онкологического стационара?! Нет, не могли. После – можете. Что это означает? Одна палата стационара – четыре койки, одна койка – один человек, итого четыре человека. Одна палата дневного стационара – восемь кресел, одно кресло – два человека в день, итого 16 человек в день. Плоха ли оптимизация для тех, кто стоит в очереди на химиотерапию?"

Юлия Лоухина считает, что нельзя оценивать оптимизацию здравоохранения в условиях эпидемии. 

"Условия эпидемии – это ненормальные условия работы. Инфекционные койки в  нужны только тогда, когда случается эпидемия, а для этого существует план перепрофилированного коечного фонда под инфекционный, за это отвечают заместители главных врачей по ГО и ЧС. Все ли стационары стали инфекционными? Нет. Часть стационаров продолжило работу по своим профилям в рамках оптимизации. При этом вместо 15 человек в месяц (среднее пребывание 21 день на койке), как было до оптимизации, отделения смогли пропустить 60 человек в месяц (четыре дня на койке). Именно это позволило развернуть инфекционные койки в других стационарах", – заключила Юлия Лоухина.

    


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен