Воздушные ворота Крыма – 85 лет в ритме времени

Воздушные ворота Крыма – 85 лет в ритме времени
  Новый пассажирский терминал аэрокомплекса "Иван Айвазовский". Источник: new.sipaero.ru.

Аэропорт Симферополя встречает свой юбилей с надеждой на развитие и гордостью за проделанную работу. Подробности – в материале ИА FederalCity.

Первый официальный аэропорт, способный принимать на регулярной основе гражданские рейсы, был создан 21 января 1936 года решение Совнаркома Крымской Автономной ССР. В тот день под строительство этого объекта транспортной инфраструктуры был отведен участок земли в 18 километрах северо-западнее Симферополя, поблизости от деревушки Сарабуз (ныне Гвардейское).

В те времена путь от бумаги до завершения стройки проходил очень быстро, и уже 30 апреля на торжественном митинге было объявлено о готовности к началу работы всех служб аэропорта, а ранним утром 1 мая 1936 года первый рейс самолета АНТ-9 доставил в Москву первых пассажиров. Перелет занял 12 часов и завершился точно по расписанию.

        Первый аэровокзал аэропорта Симферополь. 1936 год. Источник: new.sipaero.ru.

Вслед за столицей из аэропорта Симферополя пассажирские самолеты отправились и в другие города Советского Союза.

После начала Великой Отечественной войны гражданские рейсы были прекращены, на базе аэропорта был сформирован особый Черноморский авиаотряд, который активно работал на нужды фронта. В октябре 1941 года авиаотряд был перебазирован на Кубань.

За годы войны это подразделение, переименованное в 9-ю Отдельную гвардейскую авиаэскадрилью ГВФ, совершило тысячи боевых вылетов, перевозя грузы и раненых, доставляя оружие и медикаменты партизанам, поддерживая десанты и производя разведку.

В мае 1944 года Крым был освобожден, а 15 июля правительством было дано указание о восстановлении аэропорта в Сарабузе. Для возобновления пассажирского сообщения ему передавалось звено ПО-2. Возрождать аэропорт пришлось заново – все начиналось с трех землянок и небольшого домика.

        Работы по благоустройству в аэропорту Симферополь, 1945 год. Источник: new.sipaero.ru.

Спустя два года стартовали пассажирские перелеты между Симферополем и Москвой – их осуществляли самолеты Дуглас с 26-ю посадочными местами. За 1946 года аэропорт отправил и принял 8.5 тысяч пассажиров.

Далее воздушная гавань Крыма развивалась вместе со всей послевоенной страной. В 1957 году было построено здание аэровокзала в стиле "сталинского апмира" с командно-диспетчерским пунктом на крыше и оборудованием для приема ночных рейсов на ВПП. Парк самолетов составили АН-10, Ил-12 и Ил-14.

В 1958 году было запущено вертолетное сообщение для туристов – прямо из аэропорта в Ялту можно было долететь за 25 минут.

        Аэровокзал в 1950-х годах XX века. Источник: new.sipaero.ru.

С 1960 года, после сдачи в эксплуатацию почти трехкилометровой бетонной ВПП, аэропорт Симферополя начал принимать реактивные самолеты Ту-104. Через год из Крыма вылетел первый международный авиарейс – в болгарскую Варну.

Семидесятые года прошлого века ознаменовались приемом новых самолетов АН-24, а также развитием логистических возможностей воздушных ворот всесоюзной здравницы. Рядом со зданием аэровокзала был возведен новый терминал, начато строительство второй ВПП, способной принимать все виды самолетов.

19 мая 1982 года аэропорт Симферополь принял первый широкофюзеляжный самолет Ил-86, а затем рейсы с ним стали регулярными.

        Терминал аэропорта Симферополь в 1978 году. Источник: new.sipaero.ru.

В ноябре 1989 года в аэропорту Симферополя появилась первая в СССР Служба безопасности и контроля. Эта структура специализировалась на досмотре пассажиров, грузов, багажа и защите объекта от несанкционированного проникновения.

На рубеже 90-х воздушная гавань Симферополя вышла на пик ее развития в советский период – за 1991 год было принято и отправлено 30 тысяч внутренних и международных  рейсов с пятью миллионами пассажиров.

После распада СССР и перехода Крыма под юрисдикцию Украины объемы авиаперевозок резко упали. Свой первый миллион Симферопольский аэропорт принял только в 2012 году.

        Терминал "А" после реконструкции 2015 года. Источник: new.sipaero.ru.

Ситуация изменилась после воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. Уже в 2015 году аэропорт побил рекорды советского времени, обслуживая летом до 200 рейсов и 30 тысяч пассажиров ежедневно. Одновременно была проведена масштабная реконструкция аэропорта, возведены новые залы ожидания и прилета.

Однако было ясно, что старый аэропорт уже не справляется с наплывом клиентов, поэтому было принято решение о строительстве нового аэровокзального комплекса. Возведенный на средства частных инвесторов, он открылся в нескольких километрах от старого, там, где до этого была голая степь, за какие-то неполные два года.

        Перрон нового аэровокзального комплекса "Иван Айвазовский". Источник: new.sipaero.ru.

Своих первых гостей терминал, выполненный в стиле "Крымской Волны" и способный пропускать более 11 миллионов пассажиров ежегодно,  принял в апреле 2018 года.

Свой 85-летний юбилей новый аэропорт, получивший имя Ивана Айвазовского, встречает не только с гордостью за добротную работу, проделанную за эти десятилетия, но и с надеждами на дальнейшее развитие.

И к этому есть все предпосылки – в рамках ФЦП ведется возведение новой ВПП и КДП, необходимой для быстрого и качественного обслуживания пассажиров.

В этом году, после того, как введенные из-за пандемии ограничения будут сняты, коллектив аэропорта "Иван Айвазовский" готов увеличить количество принятых и отправленных рейсов до проектных величин.

        Зеленая стена и стойки регистрации в новом пассажирском терминале Источник: new.sipaero.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен