В Москве продолжается оптимизация здравоохранения. Новый ее этап – укрупнение учреждений для амбулаторной помощи онкобольным. В конце 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил новый стандарт онкологической помощи населению Москвы, в рамках которого были созданы многопрофильные онкоцентры. Это преподносится как существенное улучшение качества медпомощи, однако москвичи с этим не согласны.
Как сообщает mos.ru, в Москве создано восемь (по другим сообщениям – шесть) окружных и межокружных центров амбулаторной онкологической помощи (диспансеров) — амбулаторных учреждений, являющихся структурными подразделениями многопрофильных онкологических центров. Центры охватывают всю территорию Москвы.
Мэр Москвы Сергей Собянин отметил во время визита в один из таких центров, что центры располагают мощными лабораториями, в них выстроена логистика оказания помощи онкобольным. Для трех центров, в которых сейчас проходит реконструкция, закуплено современное оборудование, здесь проводится все необходимое — от первичного обследования больного до глубоких лабораторных исследований, оказания медицинской помощи, сопровождения и при необходимости направления в стационар.
Сергей Собянин во время визита в онкоцентр. Источник: mos.ruНесмотря на то, что реорганизация амбулаторной онкопомощи подается как улучшение ее качества, москвичи уже сейчас критически относятся к очередной оптимизации в сфере здравоохранения Москвы.
Так, житель Останкино Олег Сулакадзе рассказал, что недавно побывал в очередной раз в амбулаторном онкологическом центре на улице Дурова в ЦАО, и ехать в него пришлось всего лишь из-за необходимости сдать анализ крови.
"Кто-то мне может сказать, какая необходимость тащить больного человека через пол-Москвы, чтобы провести рутинную процедуру, которую можно сделать на расстоянии 200 метров от дома в районной поликлинике?" – пишет Олег Сулакадзе.
Он недоумевает, почему сегодня, когда результаты анализов заносятся в электронную медицинскую карту и доступны врачу в режиме онлайн, нужно ехать в онкоцентр.
"Как принимаются такие решения, на каком уровне? До этого познакомился с двумя заведующими отделениями Центра. Современные молодые, трезво мыслящие люди, они точно не могли давать таких распоряжений, значит где-то выше. Мне доводилось встречать таких руководителей, которые с умным видом рисовали организационные структуры своих отраслей, организаций. Где было много квадратиков, стрелочек, кто кому подчиняется, отчитывается, что надо слить, централизовать, что разукрупнить и т.д., но в этих схемах не было людей с их нуждами и удобствами.
Нечто подобное сегодня происходит в московском здравоохранении с идеями создания амбулаторных онкологических центров.
Суть идеи – позакрывать онкологическую помощь, которая есть в округах и районах и создать 6 центров на всю Москву.
А больные? А кто это?
А-а-а, эти. Будут ездить по всей Москве со своими сопровождающими и родственниками.
Зато насколько удобней и легче чиновникам ДЗМ руководить 6 центрами, чем, например, 24-мя (по два в округе).
Все последние сто лет медицинская амбулаторная помощь шла к людям, приближалась к месту их жительства.
Сегодня у правящей партии "Единая Россия" другая политика", – написал Олег Сулакадзе.
В центре амбулаторной онкологической помощи. Источник: mos.ru
В интервью ИА FederalCity муниципальный депутат района Лосиноостровский Виктория Миронова рассказала, что протесты жителей СВАО против оптимизации в здравоохранении начались со стартом реорганизации ГКБ №40. Проводились пикеты, митинги круглые столы в Мосгордуме и Государственной Думе, была создана независимая рабочая группа за сохранение и развитие ГКБ 40 на территории СВАО. В её состав вошли муниципальные депутаты, также жители всех районов округа. Многопрофильную сороковую больницу решили закрыть, а онкобольных заставили ездить из СВАО в Коммунарку. Не онкологических больных – госпитализировать в другие больницы по Москве.
Виктория говорит, что ликвидацию амбулаторной онкопомощи в СВАО можно расценивать как продолжение наступления руководства Депздрава на несчастных онкопациентов.
"В декабре 2020 года мы узнали о том, что теперь осмотры, анализы и справки онкобольные смогут получить только добравшись до центра города. Подчеркну, что амбулаторная онкопомощь близка по своей сути к поликлинической, а значит, должна находиться в шаговой доступности от места жительства людей. Сегодня благодаря персонально руководителю столичного Депздрава Алексею Хрипуну даже больным с последней степенью рака приходится ехать за обычной справкой в центр Москвы на улицу Дурова, 26 в ЦАО и тратить два часа на дорогу. Для кого-то такой маршрут очень трудный, а для кого-то совсем нереальный. Ко всему прочему весь январь поступали жалобы на то, что к онкологам в новом центре просто невозможно записаться дистанционно и по телефону", – говорит Виктория.
Ранее, по ее словам, в СВАО было два адреса для амбулаторной онкологической помощи – на улице Печерской, 10 корп. 2 и на улице Пестеля, 6а. И всех, включая медиков, это устраивало.
"Оптимизация, проводимая Алексеем Хрипуном, привела к тому, что в СВАО легче умереть, чем попасть к онкологу. Это единственный округ Москвы, где фактически уничтожена полноценная онкологическая помощь. Здесь проживает почти полтора миллиона человек и все они остались без онкологов. Всему виной алчность чиновников. Уверена, что ГКБ 40 разрушили как полноценную больницу для возможности последующей продажи дорогой московской земли. А амбулаторную онкопомощь перенесли в здание Европейского медицинского центра, чтобы помочь коммерсантам от медицины пережить экономически сложные времена. Правительство Москвы арендует эти помещения у коммерсантов за плату. А на то, что болеющим людям тяжело добираться за направлениями и справками за десятки километров чиновникам из Департамента здравоохранения Москвы, видимо, наплевать", – сказала Виктория Миронова.
Муниципальный депутат рассказала также, что она инициировала обращение в адрес Алексея Хрипуна о недопущении переезда амбулаторной онкопомощи из СВАО в центр Москвы. Это обращение подписали все депутаты Лосиноостровского района, включая главу муниципального округа Анну Фёдорову из партии "Единая Россия".
Обращение муниципальных депутатов Лосиноостровского МО в Департамент здравоохранения Москвы по поводу переноса амбулаторной онкопомощи.
ИА FederalCity попросило прокомментировать ситуацию депутата Мосгордумы Максима Круглова, который был одним из инициаторов обращения оппозиционных фракций Думы к властям Москвы в связи с реорганизацией ГКБ №40, в которой ранее был упразднен онкологический стационар:
"Пандемии коронавируса показала, что оптимизация здравоохранения – практика неверная и неправильная, она приводит в итоге к большому количеству жертв. Во время, когда пандемия только начиналась, если я не ошибаюсь, в феврале, в Мосгордуму приезжала главный санитарный врач Москвы. Она подтвердила, что в начале срока на посту мэра Сергея Собянина по программе оптимизации было закрыто несколько инфекционных клиник. И когда пришла пандемия, это дало очень плохой эффект. И хотя когда нет эпидемии, инфекционные клиники не очень нужны, но их наличие оправдано с точки зрения рисков.
Эта привычка московской мэрии оптимизировать всё и вся, не учитывая будущие, потенциальные риски, она привела к тому, что у нас в итоге очень много жертв. Поэтому, мне кажется, пандемия показала, что программа оптимизации здравоохранения ошибочна. На финансирование здравоохранения не надо жалеть денег и не нужно там ничего оптимизировать – совершенно очевидно. Тем более что бюджет Москвы позволяет это делать. У нас 11 миллиардов выделяется на поддержку средств массовой информации, около 20 миллиардов – на систему камер слежения, которые стоят теперь в каждом уголке. Мне кажется, что вопросы медицины гораздо более актуальны, тем более в такой сфере, как онкология".