День ВМФ для Севастополя праздник, безусловно, любимый и знаковый. И собирает он не только десятки тысяч горожан и туристов, но глав регионов РФ, как соседних, так и весьма далеких. В 2017 году разделить День ВМФ с главой города Дмитрием Овсянниковым прибыли гости из Москвы, Татарстана, республик Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей. Как видим, представительство вполне солидное. Был среди них и Сергей Аксенов, председатель Совмина Республики Крым, однако главы Крыма и города федерального значения практически не общались - случайность или закономерность?
Нельзя сказать, что между главами двух субъектов, расположенных на одном полуострове, существует конфликт, перешедший в публичную плоскость. Однако определенные трения в отношениях Аксенова и Овсянникова наметились скорее после назначения последнего севастопольским градоначальником. Первым «сигналом» стала история с гражданским аэропортом Бельбек, которую в свое время достаточно подробно осветило ИА FederalCity. Изначально предшественник Овсянникова на губернаторском посту Сергей Меняйло договорился с главой Крыма, что он передаст Симферополю средства ФЦП, заложенные в севастопольский аэропорт, а в Бельбеке лишь реконструируют ВИП-терминалы.
Однако у Дмитрия Овсянникова было другое видение развития воздушной гавани Севастополя. «Наличие второго аэропорта в Крыму для приема гражданских рейсов - целесообразно. Это обусловлено и растущим туристическим потоком», - объяснял свою позицию в августе 2016 года врио губернатора города федерального значения.
Сергей Аксенов, в свою очередь, заявил, что не видит целесообразности в возведение отдельного комплекса в Бельбеке.
В итоге заочный спорт глав двух субъектов был вынесен на суд федерального центра, и победу Москва присудила властям Крыма. Как сказал об этом сам Дмитрий Овсянников, решение было принято — не пойти навстречу городу Севастополю и оставить «Бельбек» в качестве филиала симферопольского аэропорта с узкой нишей ВИП-перевозок. Это играет на руку аэропорту «Симферополь».
И хотя врио губернатора Севастополя продолжает говорить, что шансы на появление в городе собственного полноценного аэропорта еще не утеряны, время и деньги играют на воздушные ворота Крыма – международный аэропорт «Симферополь», именно он расширяется, туда идут значительные средства. В «Бельбеке» же пока тихо.
Практически параллельно с ситуацией вокруг Бельбека развивалась история с переброской части стока реки Коккозка в Чернореченское водохранилище, что должно было частично обезопасить Севастополь от дефицита с водой в случае особо засушливых сезонов. Впервые эта тема возникла еще в 2014 году, и под этот проект даже заложили деньги в ФЦП развития полуострова до 2020 года. Более того, власти Севастополя даже умудрились потратить 18 миллионов рублей на проектные работы, однако не учли простой факт – большая часть сооружений для переброски должны были располагаться на землях Бахчисарайского района Республики Крым. Теперь свое видение вопроса появилось уже в Сергея Аксенова.
«Я ни с кем не собираюсь выяснять отношения, хотя у меня особый взгляд на этот вопрос. Решение принято исключительно с точки зрения экологической безопасности Республики Крым и жителей, которые проживают на данной территории», - заявил глава Совмина РК.
Свое решение он аргументировал тем, что в случае реализации данного проекта жители ряда районов предгорного Крыма останутся без воды. В итоге Москва заморозила переброску вод реки Коккозка в главный водозабор города федерального значения, а отношения Симферополем и Севастополем омрачил еще один небольшой инцидент.
Нельзя не отметить, что определенные разногласия между главами Севастополя и Крыма лежат не только в экономической плоскости. Так, летом 2016 года, накануне думских выборов, Сергей Аксенов в качестве лидера региональных «единороссов», чей список он, собственно, и возглавлял, приезжал в Севастополь для встречи с местным активом партии власти. Примечательно, что действующий губернатор Дмитрий Овсянников на мероприятие не пришел – то ли не был приглашен, то по собственной инициативе, что, впрочем, сути дела не меняет. Сразу пошли досужие разговоры, что Аксенов позиционирует себя, как единственный партийный лидер в Крыму, и якобы хочет «подмять» под себя севастопольских «единороссов».
Насколько это соответствует истине, сказать сложно, однако улучшению отношений между главами «островных» субъектов этот эпизод явно не послужил.
В развитии темы можно припомнить еще ряд неоднозначных моментов, связанных с хозяйственными и земельными спорами между властями Севастополя и Крыма – разногласия по акциям Генбанка (согласованная ранее бесплатная передача 25% акций банка Крыму правительством Севастополя была заблокирована), земля над Форосом (на участки претендуют лесники и РК, и Севастополя), детский оздоровительный лагерь им. Комарова (при Меняйло передан Крыму, при Овсянникове возвращен Севастополю, в итоге достался МВД).
Все это свидетельствует, что определенные трения между двумя самыми главными фигурами на полуострове все же существуют.
Безусловно, хоть и противоречия существуют, ряд экспертов считают их естественными и не столь существенными. «Понятно, что в такой тесной берлоге, как Крым, двум медведям ужиться непросто, - говорит Павел Макаров, ведущий аналитик Центра актуальных политтехнологий, - два субъекта тесно соприкасаются, есть некие разные видения освоения средств, выделенных полуострову в рамках ФЦП, однако сама логика нормального развития республики и города федерального значения потребует от их руководителей эффективной и слаженной работы. Иначе в Москве могут задуматься об очередных кадровых перестановках».
В августе 2016 года в ходе встречи Президента РФ с главами Севастополя и РК В.В.Путин указал, что ждет от них работы «рука об руку» для решения главной задачи - повышения благосостояния жителей полуострова.
Очевидно, что пока полноценно взаимодействовать у Сергея Аксенова и Дмитрия Овсянникова немного не получается.