Строительство метро в Москве: аварийно, долго, дорого

Строительство метро в Москве: аварийно, долго, дорого
  Строительство ст. "Новаторская". Источник: stroi.mos.ru

Недавняя авария в Нагатино на строительстве станции "Кленовый бульвар" вновь заставляет присмотреться к реальной цене, которую платят налогоплательщики за транспортные проекты в столице и качество работы строителей.

Напомним, как сообщало ранее ИА FederalCity, 16 декабря жители Нагатино стали очевидцами и сняли на видео момент аварии при строительстве станции "Кленовый бульвар". Здесь при проведении подготовительных работ по выходу ТПМК [тоннелепроходческого комплекса] в демонтажно-щитовую камеру "Восточная" произошел выход подземной реки и провал грунта. Дыра на поверхности, уточняет Readovka, стала расползаться в сторону жилого дома 27 по улице Коломенская, через дорогу.

На строительстве станции "Кленовый бульвар". Источник: "TBCC Реновация" 

В связи с произошедшим в инициативной группе жителей, ведущей борьбу против проекта участка Троицкой линии метро от ст. "Новаторская" (бывш. "Ул. Новаторов") до ст. "Крымская" (бывш. "Севастопольский проспект") , вновь обратили внимание на другие аварии при прокладке метро и проанализировали стоимость строительства станций Большой кольцевой линии (БКЛ), которая оказалась намного выше запланированной. 

Авторы расчетов напоминают о ранее случившихся авариях при строительстве БКЛ. 25 января 2019 года при строительстве Восточного участка БКЛ ст. «Каширская» – ст. «Карачарово» произошел прорыв линзы плывуна при проходке тоннелей метрополитена. В результате нарушилась целостность конструкции здания автобазы МОЭСК, просадка грунта на проезжей части и просадка грунта около жилого дома напротив автобазы МОЭСК.

На строительстве Троицкой линии метро. Источник: stroi.mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0) 

Предписанием Мосгосстройнадзора №5974/19 от 02.08.2019 было зафиксировано, что перед производством горнопроходческих работ по проходке перегонных тоннелей от строительной площадки № 8 до станции «Карачарово» не были выполнены мероприятия по сохранности зданий по адресу: ул. Грайвороновская, д. 6, стр. 2, ул. Люблинская, д. 1, стр. 4; при проведении горнопроходческих работ под зданием по адресу Грайвороновский квартал 90а, корп. 6а допущено превышение предельно допустимых просадок здания, а именно: проектом предусмотрена допустимая осадка 30 мм, по факту – 40,1 мм.

Невыполнение предписания об устранении этих нарушений было установлено при проведении контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) 11.10.2019 г., 28.01.2020 г., то есть нарушения не устранялись больше года. 

В инициативной группе считают, что прокладка новых линий метрополитена способом мелкого заложения со строительством станций открытым способом превратила в ад жизнь москвичей, проживающих вблизи нового строительства.

"Под издевательский лозунг «Неудобства – на время, метро – навсегда!» метростроители распиливают московский бюджет, бесконтрольно «зарывая в землю» миллиарды рублей. Бесконтрольно выделяемые на строительство метрополитена в Москве огромные средства бюджета расходуются неэффективно", – считают в инициативной группе жителей.

Согласно данным с портала Стройкомплекса, в Москве средняя стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом глубокого заложения составляет 7 млрд руб., стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом мелкого заложения – 4,5 млрд руб.

Линия метрополитена ст. метро «Новаторская» до ст. метро «Крымская" – мелкого заложения со станционными комплексами открытого типа, ее длина составляет 7,3 км, а стоимость 1 км равна 9,42 млрд руб., что более чем в 2 раза больше стоимости строительства, заявляемой Стройкомплексом для линий мелкого заложения, и на 35% больше стоимости 1 км линии глубокого заложения.

"А ведь еще недавно московские чиновники заявляли, что снизят расходы на строительство метро на 20% по сравнению с «лужковским» периодом!" – замечают авторы. 

На строительстве Троицкой линии метро. Источник: stroi.mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)

"Принимая масштабную программу развития столичного метрополитена, рассчитанную на девять лет, мэр Москвы Сергей Собянин одновременно поставил задачу снизить стоимость строительства минимум на 20% без потери качества. Экономия предполагается практически на каждом этапе строительства. Поэтому Стройкомплекс Москвы ведет работу по снижению стоимости прокладки метро, улучшению технических решений и отказу от нецелесообразных затрат", – сообщает сайт Стройкомплекса Москвы. 

На фоне этой декларации масштаб неконтролируемого роста бюджета строительства московского метрополитена потрясает воображение, отмечают члены инициативной группы. 

Далее они приводят данные о стоимости строительства метро в Москве:

"В 2013 г. заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил, что "Мосинжпроект" поможет сэкономить за 8 лет 200 млрд руб. бюджетных денег на строительстве метро. 

8 лет прошло. Каковы результаты экономии?

Самая масштабная стройка метро – Большая кольцевая линия (ранее – Третий пересадочный контур, ТПК). В начале 2017 г. чиновники заявляли, что стоимость ТПК составит 378,9 млрд руб. Однако уже в ноябре 2017 г. стоимость строительства возросла до 501 млрд руб. Это на 122,1 млрд руб., или на 32,2%, больше первоначальной стоимости. 

В АИП (адресно-инвестиционной программе) на 2020-2023 г. г. контрактная стоимость БКЛ выросла до 645,6 млрд руб. Это на 266,7 млрд руб., или на 70,4%, больше первоначальной стоимости. 

Строительство ст. "Новаторская". Источник: stroi.mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0) 

В АИП на 2021-2024 г. г. стоимость строительства возросла до 657,8 млрд руб. Это на 278,9 млрд руб., или на 73,6 %, больше первоначальной стоимости.

На линию метрополитена станция метро «Новаторов» – станция метро «Севастопольский проспект» в АИП на 2017-2020 г. г. было предусмотрено 49,189 млрд руб. В АИП на 2019 – 2022 г. г. сумма значительно увеличилась – предусмотрели 68,770 млрд руб. Это на 19,581 млрд руб., или на 39,8 %, больше первоначальной суммы.

Увеличение первоначальной стоимости идет и по другому участку Коммунарской (Троицкой) линии.

Так, на участок станция метро «Новаторов» – станция метро «Столбово» в АИП на 2016-2019 г. г. было заложено 72,6 млрд руб., в АИП на 2017-2020 г. г. – 96,898 млрд руб., а в АИП на 2019-2022 г. г. – 102,15 млрд руб., то есть произошло увеличение от первоначальной стоимости на 29,55 млрд руб., или на 40,7%!

В 2020 г. стоимость строительства Коммунарской (Троицкой) линии от станции «Крымская» МЦК («Севастопольский проспект») до станции «Коммунарка» составляла 170,92 млрд руб., стоимость строительства до ст. метро «Троицк» – ориентировочно 262,790 млрд руб.

В АИП на 2021-2024 г. г. в Троицкую (бывшую Коммунарскую) линию добавили:

участок ст. метро «ЗИЛ» – ст. метро «Крымская» длиной 2 км и контрактной стоимостью 28,695 млрд руб. (п.57 АИП), дублирующий действующий участок МЦК ст. «Крымская» – ст. «ЗИЛ» (со стоимостью 1 км – 14,3475 млрд руб.),

участок ст. метро «Бачуринская» – ст. метро «Коммунарка» контрактной стоимостью 23,95 млрд руб. (п.п.60-62 АИП),

участок ст. метро «Коммунарка» – ст. метро «Троицк» контрактной стоимостью 96,7 млрд руб. (п.п.63-65 АИП)

Общая стоимость строительства Троицкой линии от ст. метро «ЗИЛ» до ст. метро «Троицк» возросла до 321,365 млрд руб."

Строительство ст. "Новаторская". Источник: stroi.mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0) 

Авторы сравнения пишут, что Крымский мост» мэра Москвы от «Крымской» до Троицка в 1,4 раза превзошел по масштабам затраты на Крымский мост Президента РФ (228 млрд руб.). Только по нескольким стройкам метрополитена налицо не обещанная экономия 200 млрд руб., а огромный перерасход 337,475 млрд руб. АО «Мосинжпроект» не экономит, а расточительно зарывает бюджетные средства в подземные тоннели, – делают вывод авторы подсчетов. 

Они напоминают, что в это время за чертой бедности – то есть с доходами ниже прожиточного уровня – находятся 19,6 миллионов человек (13,3% населения России), за семь последних лет уровень реальных доходов граждан упал на 10%.

"Строители обещали строить метро быстро и дешево, а получилось – долго и дорого", – заключают в инициативной группе. 

Ранее ИА FederalCity сообщало, что в Гагаринском районе Москвы жители организовали круглосуточное дежурство на бульваре по улице Дмитрия Ульянова, где власти решили провести участок Троицкой линии метро.

Вахта продолжалась более 200 суток. Люди за все это время отразили несколько попыток начать строительные работы на бульваре, что предполагает и вырубку растущих здесь деревьев. За стойкость и упорство в отстаивании своего права на достойные условия жизни лагерь активистов назвали "Московским Шиесом", отметили общественной премией "Экопозитив-2021" в номинации "Защита экоправ". Накануне получения премии защитникам бульвара пришлось перенести особенно трудные испытания. В ночь на 14 декабря внезапно пришли 200 строителей, прибыло 40 единиц техники, затем им на поддержку на автобусе приехали некие люди в черной униформе без опознавательных знаков. Прибывшие полицейские встали на сторону строителей, жителей хватали и заталкивали в автозак. В ОВД "Гагаринский" было доставлено семь человек. Шестерым был назначен административный арест от 8 до 11 суток.