ИА FederalCity продолжает серию публикаций о мусорной реформе и публикует мнение экспертов относительно проблем, с которыми столкнутся жители столицы в связи с новым порядком оплаты услуги, а также их информацию о том, как вывоз мусора организован в Германии.
Напомним, с 1 января 2022 года в Москве начал действовать новый тариф на вывоз мусора: для жителей столицы плата будет начисляться по тарифу 7,27 рубля за 1 кв. м общей площади, вывоз каждого кубического метра отходов в мэрии оценили в 839,23 рубля.
Плата за вывоз отходов, таким образом, не зависит от объема производимого жильцами мусора или хотя бы количества проживающих, а определяется только количеством квадратных метров жилища.
ИА FederalCity публикует взгляд на проблему вывоза отходов в Москве и России специалиста Финансового университета при Правительстве Москвы и университета и экспертов немецкой компании, занимающейся проблемами обращения с отходами в Российской Федерации.
Александр Цыганов, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости, Финансовый университет при Правительстве России:
"Вывоз мусора в России постепенно становится вполне ощутимой по величине оплаты услугой. Региональные власти могут выбрать разные варианты тарификации – по площади или по количеству проживающих. В Москве и области живет значительное число мигрантов, в аренде существенная часть жилищного фонда, последние годы появилась тенденция – москвичи покупают более дешевое жилье в области, но не регистрируются в нем, чтобы получать московские доплаты к пенсии и пользоваться столичной медициной. В регионе проживает значительное число арендаторов квартир, о которых знают только собственники этой недвижимости. Поэтому с учётом значительной доли проживающих в Московском регионе граждан не по месту постоянной регистрации был выбран вариант тарификации по площади".
Московские платежки. Источник: mos.ru (по лицензии Creative Commons Attribution 4.0)
"С 01.01.2022 в Москве действует тариф 7,27 руб. за 1 кв. м. общей площади, взимаемый региональным оператором - «Экотехпром», что для больших квартир и домов в Новой Москве может составить 2–3 тысячи рублей в месяц, что сопоставимо с расходами на отопление. Но если газ или электричество тратятся на отопление зимой вне зависимости от наличия или отсутствия проживающих, то мусор без жильцов все же не образуется, и это вызывает вопросы у части плательщиков.
Важно, что одновременно управляющие компании должны прекратить взимать плату за вывоз мусора в свою пользу, незаконно будет и взимание средств за уборку или дезинфекцию мусорных площадок или помещений с мусоропроводом – это входит в оставшийся тариф по эксплуатации и ремонту жилых многократных домов. И хотя логично предположить освобождение от уплаты мусорных сборов в случае временного или постоянного отсутствия проживающих, имеющиеся прецеденты судебных дел в России свидетельствуют об обратном.
Так, согласно п. 148 (36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.12.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В данном случае правовая норма есть, и суды руководствуются ею, что предполагает обращение в Конституционный суд в случае несогласия с правилами".
Площадка для мусорных контейнеров. Источник: https://pixabay.com
"А вот в случае временного отсутствия в связи с болезнью или путешествием, перерасчет возможен. Пункт 148(44) того же постановления правительства устанавливает срок отсутствия – не менее 5 дней, там же определен и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета. Соответственно, уменьшить оплату можно, но каждый раз придётся доказывать именно временное отсутствие, равно как могут быть тарифицированы и оставлены в силе платежи на общедомовые нужды – например, вывоз листвы с участка при проживании в посёлках индивидуальных застройщиков".
Взгляд на проблемы обращения с отходами экспертов представительства Немецкого общества по международному сотрудничеству (GIZ) в Москве.
Справка:
"Немецкое Общество по Международному Сотрудничеству (ГИЦ) ГмбХ" реализует проект "Климатически нейтральное обращение с отходами в Российской Федерации" в формате двустороннего сотрудничества с октября 2018 года по поручению Федерального министерства окружающей среды, охраны природы, ядерной безопасности и защиты прав потребителей Германии (BMUV). Официальным партнером проекта является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Ответы на вопросы ИА FederalCity подготовили руководитель компонента "Законодательные основы Проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ»" Юлия Герлах и руководитель компонента "Сотрудничество с регионами Проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ»" Антон Кузнецов.
"На сегодня практически во всех городах России договоры по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) из многоквартирных домов заключаются между действующими региональными операторами и управляющими компаниями (например, в г. Москва ГУП «Экотехпром» и ГБУ «Жилищник»). Прямых договоров между региональным оператором и собственниками квартир, т. е. образователями ТКО на оказание услуг по вывозу, не заключается. Соответственно, интересы и чаяния жителей в отношении услуг регионального оператора обязаны представлять управляющие компании. И здесь назревает вопрос: насколько может быть заинтересована государственная управляющая компания в представлении интересов отдельных физических лиц, и как физическое лицо может воздействовать или требовать разбирательств, не являясь юридической стороной договора.
Для того чтобы понять, как осуществляются начисления в платежной квитанции, жители многоквартирных домов могу затребовать у управляющей компании договор, ознакомиться с его условиями и понять, что лежит в основе расчета тарифов за вывоз отходов. Здесь большинству жителей придется осознать, что они платят за вывоз не фактически образуемых отходов и не по количеству проживающих в квартире людей, а за объемы, образуемые на кв. метр в соответствии с установленными «нормативами накопления отходов». Законность или незаконность начислений в данном случае может быть установлена, вопрос, что делать дальше".
Мусорные контейнеры. Источник: picture-alliance / dpa
"Возвращаясь к «нормативам накопления», можно сказать, что оплата вывоза «по факту образования отходов» или по количеству проживающих в квартире людей могла бы сократить расходы на услуги по вывозу отходов. Можно предположить, что семья из трех человек, проживающая в квартире площадью 65 кв. м, образует больше отходов, чем один гражданин, проживающий на такой же площади. На сегодня такой подход в масштабах страны не практикуется.
К ситуации с управляющими компаниями добавляется пользование одной и той же контейнерной площадкой наряду с физическими лицами (жителями) юридическими лицами. Все мы знаем, что контейнерную площадку, куда мы относим свои ТКО, используют также близлежащие магазины, киоски, малые предприятия и пр. Это дополнительно усложняет определение объемов конкретного образователя отходов.
Также следует рассматривать раздельный сбор отходов как возможность сокращения размера платежей. Вывоз отходов от использования товаров (вторсырье), подпадающих под расширенную ответственность производителей (РОП), при наличии систем раздельного сбора в шаговой доступности, должен осуществляться для жителей бесплатно. Таким образом у жителей появляется стимул отправлять как можно меньше перерабатываемых отходов в контейнер, за вывоз которого они платят. К сожалению, на сегодня конфликт института регионального оператора, которого государственный контракт не обязывает организовывать, обеспечивать и стимулировать раздельный сбор, и института РОП остается не решенным. Соответственно, эффективных рычагов воздействия на сокращение расходов на данный момент не существует".
Мусорный контейнер. Источник: https://pixabay.com
"Безусловно, если жители постоянно сталкиваются с несоблюдением графика вывоза и в целом недовольны работой регионального оператора, стоит фиксировать наблюдаемые нарушения и обращаться в адрес не только управляющей компании или самого регионального оператора, но и органов местного самоуправления, выбиравших данного оператора по тендеру. Важно объединять усилия и писать обращения всем домом, а лучше – двором. Таким образом вероятность того, что коллективные и многочисленные жалобы будут рассмотрены, выше.
Насколько факт нарушения может повлиять на размер платежа, в частности, привести к его сокращению, вопрос спорный. По факту систематических нарушений региональный оператор может быть оштрафован, что будет способствовать стабилизации графика вывоза. Однако, повлиять на стоимость услуг, оказываемых региональным оператором, таким способом невозможно. Также не следует забывать о нормативах накопления. По сути, региональный оператор может аргументировать периодический несвоевременный вывоз чрезмерным ростом или превышением установленных нормативов накопления и соответственно возросшей на него нагрузкой. В пандемию мы все наблюдали, что количество ТКО в жилом секторе резко возросло".
"Система обращения с отходами в Германии финансируется из двух потоков. В Германии действует институт «муниципальных операторов», которые отвечают за вывоз и утилизацию муниципальных отходов от населения, включая административные учреждения и коммерческий и ремесленный секторы (школы, магазины, мелкие предприятия и пр.). Деятельность муниципальных операторов финансируется посредством платежей населения по установленному тарифу.
В отличие от России, муниципальный оператор не является коммерческой структурой. Тут следует подчеркнуть, что в отношении его деятельности действует запрет на прибыль! Таким образом он выполняет задачи в рамках отведенных ему компетенций в сфере муниципального благоустройства и обеспечения жизнедеятельности населения".
Мусорные контейнеры. Источник: https://pixabay.com
"Тарифы в Германии разные – все они зависят от объема задач и перечня услуг, предоставляемых муниципалитетом. Тут нужно помнить, что Германия – федеративная республика, и соответственно, ее федеральные земли и административные образования наделены достаточной автономией. Это означает, что каждый муниципалитет устанавливает сам объем задач и услуг по обращению с отходами муниципальной системы и соответственно рассчитывает тариф. Однако есть два базовых принципа для всех без исключения: «принцип эквивалентности» - это когда платеж соразмерен услуге и не превышает ее (например, услуга по вывозу отходов 1 раз в неделю или 1 раз в две недели не может стоить одинаково) и «принцип покрытия расходов» говорит сам за себя – это когда сумма собранных с населения платежей не превышает суммы понесенных расходов.
Эти два принципа позволяют контролировать деятельность муниципальных операторов и «сдерживать» необоснованный рост тарифов. Если плановый расчет все-таки не сошелся и принес прибыль – она учитывается и переносится на следующее планирование.
За что конкретно платит население: за вывоз и утилизацию отходов, не пригодных к вторичной переработке (средства гигиены, битая посуда, окурки, уличный смет), органических отходов (пищевые отходы, срез садовой зелени, цветы и пр.) и крупногабаритных отходов. Эти виды отходов каждый житель Германии обязан по законодательству передать муниципальному оператору. Они отправляются на энергетическую утилизацию с получением тепло- и электроэнергии либо на механо-биологическую обработку для производства альтернативного топлива. Органика перерабатывается в компост либо сбраживается для получения биогаза или биометана. Только эти два вида утилизации находят отражение в тарифах муниципальных операторов. Остальные виды утилизации, в особенности вторичная переработка, осуществляются либо третьими частными компаниями, либо дочерними компаниями муниципальных операторов, осуществляющих данную деятельность в качестве частных – то есть за вторичную переработку население не платит! Они оплачиваются из второго потока финансирования - института РОП - взносов, которые платят производители товаров в упаковке специальным операторам системы РОП по принципу «загрязнитель платит». Компании, осуществляющие первичный выпуск продукции в обращение (наполняющие упаковку товарами и импортеры таковых), обязаны быть участниками системы РОП. В Германии они могут самостоятельно выбрать одного из действующих сертифицированных операторов системы РОП и заключить с ним договор. В Германии это – конкурентная среда, и на сегодня таких операторов дуальной системы 11".