Семь лет назад власти Москвы в ходе реформы городского наземного транспорта закрыли почти 300 линий маршрутных такси, перевозивших пассажиров с 1993 года. На место частных маршруток пришли современные синие автобусы, но в области и на окраинах и сейчас можно встретить их – грязные и пыльные, ржавые и побитые, белые и жёлтые «Газели». К слову, цвет транспорта никак не влияет на культуру поведения водителей и пассажиров, которые то и дело провоцируют конфликты в столичных маршрутках. Кто из них хамит чаще, выяснял корреспондент FederalCity.
Шансон, курение водителей за рулём, их разборки с коллегами на остановках и шутливые наклейки в салоне вроде «Клиент всегда прав! (пока жив)» – такими вспоминаются московские маршрутки до того, как власти города решили провести реформу наземного транспорта. Одним из её итогов должна была стать ликвидация хамства, в котором пассажиры то и дело обвиняли водителей микроавтобусов.
"Вместе с надписями уйдут в прошлое старые автобусы, хамоватые водители и агрессивное вождение", — обещал заммэра Москвы Максим Ликсутов.
Новые стандарты обслуживания предполагали внимательное отношение водителей и кондукторов к пассажирам, категорический запрет агрессивности, пренебрежительного отношения к окружающим, использования грубой и нецензурной лексики – в общем, всего того, с чем и по сей день сталкиваются пользователи общественного транспорта.
В различных пабликах и чатах в социальных сетях регулярно появляются жалобы на хамское поведение водителей маршруток, а самые резонансные случаи становятся инфоповодом для городских СМИ. Одна из самых частых причин конфликтов и скандалов – требование оплачивать проезд наличными или онлайн-переводом из-за «сломанных» валидаторов.
Скриншот из социальной сети "ВКонтакте", Сергей Преснов
«Водитель маршрутки 56к (ст. Монино – Лосино-Петровский) отказался везти под предлогом того, что он "работает в нерабочее время", на предложение оплатить проезд банковской картой - он отказался и начал требовать покинуть транспорт или оплатить не по карте, после выбежал из маршрутки и попытался силой решить вопрос, по итогу начал требовать всех пассажиров покинуть маршрутку», - пишет некто Кристина Ленина.
Скриншот из социальной сети "ВКонтакте"
«Водитель отказался принимать оплату по приложению в телефоне, якобы у него не работает эквайринг. Просил перевод на карту налом, либо наличку. Потом начал орать как резаный, причем об этом пожалел, рот я ему быстро прикрыла, ибо нехрен. Я заметила тенденцию, орут и рты открывают водилы только на женщин и детей. Когда это хамство и отстой прекратится?»
Как правило, жалобы пассажиров на поведение водителей в компании-перевозчики заканчиваются стандартными отписками о том, что водитель получил выговор и с ним проведён дополнительный инструктаж о соблюдении профессиональной этики, о соблюдении графика движения, об остановке на всех утвержденных остановочных пунктах и так далее. Только в редких случаях хамоватый, агрессивный и нарушающий ПДД водитель маршрутки оказывается без работы.
Пассажиры тоже не далеко ушли. В часы пик градус в маршрутках настолько высок, что скандалы вспыхивают на ровном месте - кто-то кого-то задел, наступил на ногу, слишком громко говорил по телефону, в ответ люди готовы накинуться на него с проклятиями или даже побить.
Существует даже негласная классификация «тревожных» пассажиров. Судя по многочисленным отзывам в социальных сетях, сильнее прочих недовольство вызывают попутчики с рюкзаками, самокатами, колясками и другим «негабаритом», спящие и едящие соседи по креслу, персонажи со вчерашним перегаром или в состоянии алкогольного опьянения, бабульки и дедульки, которые едут утром в час пик в поликлинику/на дачу, товарищи, на весь салон обсуждающие личную жизнь и проблемы, любители громко разговаривать по телефону или смотреть видео на телефоне без наушников». «Яжматери» также склоняют чашу весов хамства в столичных маршрутках в пользу пассажиров.
«В Люберцах в маршрутке бывает очень скандально: вот, например, женщина поставила ребёнка на сиденье в грязных ботинках. Её попросили спустить сына вниз или взять на руки. В итоге на пассажира обрушился поток мата и криков.»
Источник фото: Сообщество «Москва с огоньком», ВКонтакте
Замечания и попытки притушить пыл особо говорливых пассажиров часто выливаются в словесную перепалку, что создает напряженную обстановку в замкнутом пространстве автобуса, отвлекает водителя и, в худшем случае, грозит аварийной ситуацией на дороге.
«Недавно я стал свидетелем вопиющей несправедливости и хамства. Я зашел в переполненную маршрутку и стал наблюдать такую картину. Сидели молодые девушки и громко обсуждали маникюр, клубы и своих ****. А в это время ехали домой уставшие работяги с завода и им приходилось стоять. Я сделал им замечание и сказал, девчонки, уступите место работягам, они на заводе **** целый день, уставшие стоят. А они мне и говорят, это не наши проблемы, мы не обязаны им уступать место. Ну уж такое хамство в свой адрес я терпеть не стал. Я попросил водителя остановиться и выкинул этих хамок из маршрутки», - пишет в паблике "Подслушано в Москве" некто Андрей Блок.
Как видно, культура поведения в московских маршрутках хромает, причём на обе ноги. Одними транспортными реформами проблему, очевидно, не решить. Чтобы избежать неприятных ситуаций психологи советуют лишний раз не тратить нервы и не поддаваться на провокации грубиянов, проявлять терпение и уважение к друг другу – ваши спокойствие и безопасность должны быть на первом месте.