Буллинг в московских школах в Год семьи

Буллинг в московских школах в Год семьи
  Буллинг. Рисунок сгенерирован нейросетью.

Родители учеников одной из школ столичного района Ростокино добиваются от администрации учебного заведения и Департамента образования Москвы эффективных мер воздействия на проблемных учащихся. Подробности – в материале FederalCity. 

Случаи травли, издевательства учеников над учителями и другими школьниками происходят в образовательных учреждениях гораздо чаще, чем этого хотелось бы как самим пострадавшим детям, их родителям, так и руководству учебных заведений, на чьи плечи волей неволей ложится ответственность за происходящее в стенах школы. 

О том, что в «Школе №1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина» Ростокино сквозь пальцы смотрят на проступки некоторых учеников родители школьников неоднократно рассказывали в местном телеграм-канале. Так, например, одного из мальчиков одноклассники избивают с периодичностью раз в два года – с закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением ребёнка госпитализируют в травматологическое отделение, в школьных чатах ученики активно обсуждают видео с кадрами издевательства над подростком, но, несмотря на всё это, наказать виновных матери мальчика до сих пор не удалось. Администрации школы каким-то образом удаётся убедить компетентные органы в том, что ребёнок сам виноват и избиение произошло за пределами школы.

Читайте также: Драка в челябинской школе – удар в спину России 

Подобные ситуации, которые администрация учебных заведений часто называет обычным «конфликтом», зачастую является самым настоящим буллингом, последствия которого могут быть крайне драматичными, если вспомнить трагедии в Казани, Перми, Ижевске или в Брянске. 

«Могу добавить, что буллинг происходит и в детском саду и такой случай мне описывала мама! Руководство бездействует и пытается обвинить родителей в происходящем! Вообще то, что происходит в ГБОУ №1499 это вопиющее безобразие… с множествами нарушений, на которые все органы исполнительной власти закрывают глаза! И только объединившись всем родителям, нужно влиять на ситуацию, а не ждать пока произойдет трагедия!», - пишет пользователь Telegram Марина. 

Причиной очередного «конфликта» в школе стал новый ученик третьего класса. После появления в школе младшеклассник, по словам родителей, «начал провоцировать детей на драки, выражаться нецензурными выражениями не только в адрес одноклассников, но и в сторону классного руководителя и других учителей-предметников».

Ответ родителям учащихся от директора школы 

Ежедневных профбесед классного руководителя со школьником оказалось недостаточно, в ответ на обращения родителей вмешаться в ситуацию, администрация школы организовала треннинг класса с психологом, а также попросила родителей не обращать внимание на провокации и оскорбления в адрес учеников, не выносить конфликт из стен образовательного учреждения и провести работу со своими детьми, чтобы они стали относиться к агрессивному ребёнку по-другому. 

Воспитательная работа на этом - всё. Выгнать проблемного ребёнка школа не может, оставить на второй год из-за поведения – тоже, специальных классов для детей с особенностями поведения нет, часто приглашать психолога – крайне затратно (если психолога нет в штате школы). В итоге спустя год ситуация не изменилась. Отстоять права своих детей, уже четвероклассников, родители пытаются с помощью запросов в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов детей, а также Департамент образования Москвы, сотрудники которого исправно «спускают» жалобы снова на уровень руководства школы. Исчерпав все возможности, родители устроили забастовку и не пустили своих детей на занятия. 

«<…> дети лишаются законного права на получение качественного образования. В школе уже страшно находиться, потому что отказ от решения вопросов со сложными учениками и их родителями приводит к тому, что они начинают держать в страхе учеников школы, чувствуя свою безнаказанность. В итоге часть родителей уже не отпустили своих детей в школу 1 и 2 февраля», - рассказывают родители. 

Для того, чтобы школа стала более комфортной, безопасной, занималась профилактикой и, в том числе имела план действий в случае возникновения такого явления, как буллинг, в июле 2020 года в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены важные изменения, которые наделили образовательные учреждения помимо образовательной воспитательной функцией. Но на деле эксперты признают, что сегодня у школ по-прежнему нет чёткого механизма действий и этакой универсальной палочки-выручалочки для искоренения всех бед. После использования всех доступных им инструментов, администрации ничего не остаётся как самоустраниться, в ожидании, что скандал постепенно утихнет сам собой. 

Но с таким положением дел доведённые до отчаяния родители пострадавших детей в корне не согласны, поэтому для борьбы с бездействием администрации школы пошли на крайние в нашей стране меры – обратились к президенту

Девиантное поведение школьников было во все времена, но справляться с ними школам было проще – хулигана могли отдать под «патронаж» старшеклассников, вызвать вместе с родителями на педсовет, в худшем случае – поставить на учёт в детскую комнату милиции, хорошо помогала трудотерапия и летние лагеря со специальными отрядами для «плохишей». 

Читайте также: Демография - как государство с треском проваливает важнейший нацпроект 

Как сегодня, с оставшимися у неё полномочиями, школе организовать помощь таким детям и своевременно выявить потребность в ней – проблема не одного учреждения, а всего общества – взрослых, которые, какой бы сложной ни была ситуация, должны оставаться взрослыми, а значит, приложить максимум усилий, чтобы у каждого ребенка, даже с приставкой «проблемный», был шанс эту проблему преодолеть. 

Комментарий директора школы №1499 Жанны Синельниковой (отредактировано 14.02.2024): 

«Соблюдение прав и законных интересов всех учеников школы в равной степени – безусловный приоритет и главный ориентир для нашей школы. Каждый наш ученик имеет полное право на образование, и любая дискриминация недопустима, что регламентировано федеральным законодательством. 

В школе дети проводят большое количество времени, и возникновение разногласий и ссор – неизбежная реальность в любых коллективах, тем более в детских. Каким бы дружным ни был класс и какую бы воспитательную работу ни проводили педагоги, полностью избежать таких ситуаций невозможно. 

В одном из четвертых классов нашей школы есть несколько учеников, которые отличаются повышенной эмоциональностью и гиперактивностью. Следует отметить, что эмоциональные вспышки характерны многим детям, не говоря уже об учениках начальных классов. Администрация школы с особым вниманием относится к этому классу. Еще с прошлого учебного года мы проводили встречи с родителями и организовывали мероприятия по улучшению микроклимата в классе. Работу с классом ведут психолог и социальный педагог. Кроме того, в качестве мер поддержки классным руководителем с января текущего года организовано шефство над классом со стороны 8 кадетского класса с целью формирования позитивного образа дружеских взаимоотношений и патриотического воспитания. 

Каждый случай нарушения внутреннего распорядка обучающимися разбирается классным руководителем, педагогами социально-психологического сопровождения и администрацией школы. Обо всем этом свидетельствуют протоколы встреч. 

Классный руководитель открыл больничный лист 1 февраля 2024 года по заболеванию, связанному с опорно-двигательной системой. Уже с 8 февраля педагог приступила к своим обязанностям. В настоящее время учебные занятия посещают 23 ребенка из 28. Двое отсутствуют по болезни, трое – по семейным обстоятельствам. 

Следует отметить, что информация об оскорблении чувств верующих каким-либо учеником классным руководителем не подтверждена и является заведомо ложной. 

Информация о том, что мы отказали в вызове скорой медицинской помощи ученику шестого класса, не соответствует действительности. Потасовка между одноклассниками произошла 14 ноября 2023 года после уроков, вне школьного корпуса. На все случаи ушибов ребенка был организован выезд бригады скорой помощи. Администрация школы провела серию встреч с участниками конфликта и их родителями. Двое участников потасовки были поставлены на внутришкольный учет. Следует отметить, что именно классный руководитель по просьбе мамы ученика навещал ребенка на стационарном обследовании, и уже 17 ноября 2023 года мальчик был выписан. В конце декабря администрация школы инициировала встречу с родителем этого ученика, и по его просьбе он был переведен в другой школьный корпус в малокомплектный класс, где ему будет комфортно. Такие логические и последовательные шаги дают понимание о том, что школа нацелена на адресность и сохранение прав на образование каждого ученика без исключения. 

Администрация школы и далее будет адресно и точечно помогать всем участникам образовательного процесса без исключения». 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен