Любая предвыборная кампания, а уж тем более президентская, не может обойтись без скандалов и «черного пиара». Нынешняя не исключение, потому СМИ так охотно тиражируют рассказы про финансовые злоупотребления Павла Грудинина или старые эпатажные высказывания Ксении Собчак. Правда, надо заметить, делается это без особого огонька – мало кто не считает результаты мартовских выборов предрешенными. Так что компромат на все равно проиграющих кандидатов сливается во многом только потому, что перед выборами так положено.
Еще в большей степени это касается кандидата, который не проиграет. Политические противники действующего президента прекрасно отдают себе отчет в его «тефлоновости». Ну, бесполезно раскапывать про Владимира Владимировича всякую каку – его ненавистники и так верят во все плохое, что им про него говорят, а его сторонники все равно не поверят. Последних же много больше.
Но – опять же – кандидатов в президенты положено хулить. Всех. А поскольку за годы, когда Владимир Путин пребывал у власти, на него, казалось бы, вывален уже весь негатив, который только можно измыслить, придумать тут что-то новое сложно. Но можно. Правда, выглядеть это будет довольно жалко.
Ну, например, как когда в связи с погружением президента в прорубь на праздник Крещения Господня вдруг заговорили о его императорских амбициях. Или, основываясь на его несколько смазанном движении при крестном знамении – о криптокатоличестве гаранта.
Из той же оперы странная реакция на вышедший к 75-летию прорыва блокады Ленинграда документальный фильм «Блокадная кровь. Генетика». ИА FederalCity сообщало о его предпремьерном показе, а 18 января состоялась премьера – в Малом киноконцертном зале Музея Победы на Поклонной горе
И почему-то часть СМИ вдруг сосредоточилась на лишь одном аспекте этой весьма впечатляющей картины. Якобы ее авторы утверждают, что кровь блокадников приобрела вследствие некой мутации свойства, которые и создают особый характер ленинградцев-петербуржцев. В качестве доказательства приводится цитата из фильма:
Казалось бы, смысл высказывания предельно ясен – речь идет о неповторимом питерском менталитете, наличие которого было очевидно и до Великой Отечественной войны, да еще и в Российской Империи. А авторы фильма выдвигают совершенно логичную гипотезу, что на развитие питерского характера могла повлиять и блокада. Действительно, трагедия таких масштабов и не могла не повлиять.
Но, основываясь на упоминания Путина и еще нескольких современных государственных деятелей, некоторые журналисты вдруг сделали вывод, что президент провозглашается представителем некой «особой породы» людей. То ли супер-, то ли спайдерменом, а может, и джедаем…
Ну и, естественно, делается намек, что фильм вышел не просто так, а «под выборы». Недаром, мол, Сергей Миронов пишет на все телеканалы, чтобы они фильм показали. Явно незаконная агитация за одного из кандидатов, админресурс, и все дела.
То, что Миронов сам петербуржец и тема блокады ему близка, по всей видимости, авторам таких версий в голову не приходит. А зря. Надо жить в Питере, чтобы понимать, насколько здесь память о блокаде священна. Без пафоса, просто на архетипическом, а может, и генетическом уровне. И попытка очернить кандидата в президенты через очернение фильма о блокаде гарантированно обернется против такой ход использующих. Во всяком случае, в Питере точно.
Что касается «особости» блокадной крови, такие исследования действительно проводились питерским ученым-биологом Олегом Глотовым. Он утверждает, что нашел в крови блокадников некие отличия от крови большинства других людей. Это упоминается в фильме в качестве гипотезы. Но не стоит на основании этого заявлять, как делают иные журналисты, что фильм пропагандирует лженауку.
- Это обычная подмена понятий – слово мутация у нас нигде не упоминается. Фильм о донорской службе в блокадном Ленинграде и закалке человеческого духа, который может передаваться по наследству... Аминь! – сказал ИА FederalCity автор сценария фильма петербургский писатель Дмитрий Каралис.
А Народный артист РФ Николай Буров, читавший в фильме закадровый текст, добавил о «питерском характере»:
– Это, разумеется, не значит, что жители Петербурга лучше, чем жители остальных городов. Просто мы – другие. У нас есть что-то общее, что даже трудно описать словами, но что позволяет двум петербуржцам узнать друг друга, где бы они ни встретились.