Сегодня отмечается День памяти жертв геноцида армян начала XX века. Никуда не деться от очевидного исторического факта: 104 года назад (хотя дата эта условна) началось первое в XX веке масштабное человекоубийство по признаку национальности и вероисповедания. То есть, геноцид.
Причем, проходил он при реформаторском правительстве младотурок (вернее, был ими прямо инспирирован), считающимся либеральным и светским. Однако их либерализм распространялся лишь на соплеменников, а светскость не касалась отношений мусульман к христианам.
Ответственные за геноцид высокопоставленные младотурки - Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша. Фото Википедия
Впрочем, конфликт выходил за рамки отношения двух национальностей: в резне армян под руководством турецких офицеров и чиновников принимали участие черкесы и курды. А с другой стороны под удар вместе с армянами попали прочие местные христиане – греки и ассирийцы.
Казненные армяне. Фото Википедия
При этом убийцы великолепно понимали пути к достижению своей цели – полному решению «армянского вопроса». Сперва они постарались уничтожить всю армянскую интеллигенцию, потом под нож пошел простой народ, а затем началось тотальное разрушение памятников армянской культуры.
В наши дни, когда либералы – и на Западе, и у нас – так любят порассуждать о конфликтах между цивилизациями, они часто стыдливо замалчивают то, что Османская империя под конец своего существования уничтожила на своей территории последние осколки христианской Византии и вырвала сердце у исторической Армении. А оно ведь именно здесь, где гора Арарат и озеро Ван, где возникло в глубокой древности могущественное царство Урарту…
Историческая Армения. Оранжевым выделена территория Великой Армении, зеленым — Византийской Армении или Малой Армении, фиолетовым — Киликийской Армении, жёлтым — Республики Армения. Энциклопедии Британника
Сейчас уже невозможно подсчитать, сколько людей тогда было убито – оценки самые разные, от 600 тысяч до двух миллионов. Хотя могло погибнуть гораздо больше. Если бы русский государь Николай Александрович не приказал открыть для спасающихся от резни границу Российской империи. Так спаслось более трехсот тысяч человек. И еще спаслись армяне, жившие на российских территориях. Остальная часть этноса рассеялась по миру и образовала обширную диаспору.
Прочие же мировые державы лишь принимали резолюции, «решительно осуждающие» кровавую бойню. Военные корабли Антанты бороздили тогда Черное и Средиземное моря и легко могли остановить турок. Но не реагировали – даже когда убиваемые армяне писали огромными буквами и выставляли на берегу плакаты: «Помогите! Мы христиане!» И уже после окончания Первой мировой резня продолжилась в древней Смирне – турецком Измире. Там тысячи армян и греков погибли от рук турецких аскеров на глазах военных моряков западных держав. Со своих кораблей, стоящих на рейде, те наблюдали, как на прекрасной набережной пытают, насилуют и режут людей. А если кому-то из несчастных удавалось доплыть до судов, оттуда на них лили кипяток...
Пытающиеся спастись из Смирны люди. Фото Википедия
И большевики, взявшие власть в России, тоже фактически отдали армян на растерзание. В 1917 году Владимир Ленин подписал «Декрет о Турецкой Армении». Формально он был направлен на защиту армян, однако главным в документе было то, что с территории Турецкой Армении были выведены русские войска, вошедшие туда во время Первой мировой войны.
- Естественно, вскоре после их ухода турки перешли в наступление, - рассказывает историк Антон Кизим. – В декрете говорилось об образовании армянской милиции для защиты имущества армян. Они действительно создали свои отряды, которые вместе с русскими добровольцами пытались защищаться, но остановить профессиональную турецкую армию, конечно, не могли. В результате турки не только вернули Турецкую Армению, но и пошли дальше...
Таким образом туркам были развязаны руки. Чем они и воспользовались. Ведь 1915 год, от которого сегодня отсчитывается армянский геноцид, на самом деле был лишь пиком акции, которая началась еще в 70-х годах XIX века, а продолжилась до 20-х годов XX.
Резня в Эрзуруме, 1895 год. Фото Википедия
«Отныне Турция принадлежит туркам», - сказал, любуясь пожаром Смирны, Мустафа Кемаль Ататюрк, международный партнер большевиков, будущий первый президент турецкой республики. И он не ошибся. Сейчас Турция и правда принадлежит туркам, стучащимся в двери «общеевропейского дома», но не признающим факт геноцида, который давно уже официально осужден более чем двумя десятками стран. В том числе и Россией. Вообще-то, сам термин "геноцид" и был изначально введен для описания именно армянской резни.
Но когда-нибудь Турции все равно придется его признать – пока этого не произойдет, пламя ненависти не потухнет. А оно должно потухнуть – потому что ненависть убивает душу народа. Однако для этого необходимо если не покаяние потомков убийц, то хотя бы их признание в содеянном предками.
Рубен Севак. Фото Barev Today
Пока же армяне еще многие поколения будут воспринимать свою страну, как поэт Рубен Севак, написавший незадолго до своего убийства турками стихотворение «Армения»:Кто это плачет под дверью в мороз?
- Странник, сестра, отвори…
Уж не скелет ли там, хриплый от слез?
- Голод, сестра, отвори…
В щепы топор мои двери разнес!
- Это резня, отвори…