Первый наш десант стал самым тяжелым за всю войну – Валентина Клова

Первый наш десант стал самым тяжелым за всю войну – Валентина Клова
  Морские пехотинцы захватывают плацдарм под Новороссийском. Фото: waralbum.ru.

В День морской пехоты ИА FederalCity публикует интервью с Валентиной Кловой – ветераном 83-й отдельной бригады "черных бушлатов". 

- Валентина Емельяновна, как для вас началась война? 

- Родилась я в Симферополе в 1925 году, родители рано умерли, вырастили меня дедушка с бабушкой. После семилетки поступила в Симферопольскую фельдшерско-акушерскую школу. 22 июня 1941 года мы услышали, как бомбят Севастополь, и увидели отблески огней в той стороне. 

В конце июня нас сняли с экзаменов и отправили прямо на фронт. Я попала в 7-ю бригаду морской пехоты. Мы должны были держать врага на Перекопе, однако гитлеровцы прорвали нашу оборону и наступали вглубь Крыма. Наша бригада с боями отошла к Севастополю и стала на рубежи обороны на Мекензиевых горах. В августе меня ранило в первый, но не последний раз за войну. 

После этого я начала службу на теплоходе "Украина", который был переоборудован в санитарный транспорт. Мы возили раненых и беженцев в порты Кавказа, обратно – вооружение и бойцов. Почти каждый переход был под немецкими бомбами и пулями. В июне 1942 года нам разворотило нос, но мы дошли до Новороссийска и встали в ремонт. 

- Вас списали на берег? 

- В июле направили в 83-ю отдельную морскую стрелковую бригаду в качестве медсестры, где я провоевала до конца Великой Отечественной войны. Наше соединение прославило себя в боях и в конце войны стало называться "83-я отдельная стрелковая Новороссийско-Дунайская дважды Краснознаменная ордена Суворова II-й степени бригада морской пехоты". 

       Советские малые охотники с десантом на борту следуют к месту высадки у Новороссийска. Фото: waralbum.ru. 


Первый наш десант стал самым тяжелым за всю войну. Это случилось в начале февраля 1943 года, во время высадки на Малой Земле. Мы прыгали прямо в холодную воду, и кто не умел плавать, оставался в море навеки. Здесь у меня заморозило ноги. Когда я вышла из воды, то сапоги намертво примерзли к ногам, так что на берегу мне их срезали и сняли вместе с родной кожей. Дальше была медсанрота, где от неминуемой ампутации меня спас наш единственный хирург, отказавшийся мне резать ноги, ведь мне тогда еще даже не исполнилось восемнадцати лет. При выписке этот хирург заметил: "Ты меня на всю жизнь запомнишь!" Я говорю, мол, конечно же, ведь вы мне ноги сохранили, тогда врач пояснил свою мысль: "Нет, не потому, что сохранил, а потому, что ноги теперь у тебя всю жизнь будут болеть!" 

      Военфельдшер морской пехоты оказывает помощь бойцу в боях под Новороссийском. Фото: waralbum.ru. 


- После излечения вы остались в Новороссийске?

- Да, на должности санитарного инструктора 1-й роты 16-го отдельного батальона морской пехоты. Наша часть первой заняла оборону на плацдарме, раньше нас высадились только "куниковцы". Наши позиции проходили прямо по кладбищу. Бои были очень тяжелыми, каждый день множество раненых. Немцы усиленно обстреливали нас из орудий, им же проще было, они стянули по суше к Малой Земле большие войска. Буду всегда помнить эти артобстрелы, потому что когда вражеский снаряд попадал в памятник на могиле, гранит мгновенно крошился и разлетался во все стороны множеством осколков. Здесь 3 июля 1943-го года была ранена в голову, а в августе получила легкое ранение под лопатку. 

До сентября 1943-го года мы на плацдарме провоевали, сначала освобождали цементный завод "Октябрь", там были страшные бои, о тех, кто выжил, все говорили, что боец в рубашке родился. Затем снова бои, но мы уже наступали и к концу осени освободили всю Тамань. 

       Санинструктор на позиции морских пехотинцев. Фото: reibert.info. 

- Вы принимали участие в освобождении Крыма? 

- В феврале 1944-го года мы высадились на Керченском полуострове и прочно удерживали позиции до апреля, когда началось наступление наших войск. Под Керчью 5-го февраля 1944-го года получила ранение в бедро. 

В ночь на 11 апреля началось генеральное наступление войск Отдельной Приморской армии, и мы двинулись по Южному берегу Крыма. Шли через Карасубазар (ныне – Белогорск), потом Феодосию и снова, как и в 1941-м году, прошли южный берег Крыма. Уже на подступах к Севастополю я упросила командира отпустить меня в Симферополь, где мне удалось переночевать дома, повидать дедушку с бабушкой. Дальше был Севастополь. 

В мае 1944-го года мы должны были брать штурмом Сахарную головку. Когда поднялись и пошли в атаку, то немцы открыли шквальный артиллерийский огонь, мы залегли, ребята есть ребята, накрыли меня своими телами, и тут снаряд почти в цель попал, всех четверых ребят, лежащих сверху, разорвало на куски. Так что когда я поднялась, на мне повсюду была кровь и куски мяса. 

       Валентина Клова в годы войны. Фото: iremember.ru. 

Командира роты ранило, и я должна была спустить его вниз с Сахарной головки. Вынесла его к краю высоты, внизу растут какие-то кустики, положила ротного на край, и говорю: "Сейчас скачу тебя вниз, а дальше сам уже пойдешь, хочешь жить, доберешься до медсанроты". И командиров, и бойцов там скатывала, даже ногами им помогала, некогда было относить раненых далеко. Однако вскоре была ранена сама и снова попала в госпиталь, так что нагнала свою часть примерно через несколько месяцев, когда наша 83-я отдельная бригада морской пехоты в конце августа 1944-го года находилась в Одессе и готовилась к десанту по освобождению Констанцы. 

- Какие страны Европы удалось повидать в конце войны?

- Румыния, Болгария, Венгрия – наша бригада участвовал в штурме Будапешта с Дуная. Мадьяры сражались с не меньшим ожесточением, чем немцы, у нас были большие потери. 

После Будапешта в марте 1945-го года мы приняли участие в Эстергомском десанте, а 30 марта вышли на окраину города Комарно. Далее в апреле 1945-го года участвовали в очередном десанте на Дунае в районе города Брно в Чехословакии.

- Где встретили Победу? 

- 9 мая 1945-го года, мы встретили на подступах к Йиглаве. 8 мая наше командование получило сведения о том, что эсесовцы и власовцы будут прорываться к союзникам в определенном месте. В результате мы получили приказ не пропустить ни одного врага. Только начался бой с ними, и в эти минуты в небе расцвел фейерверк, отовсюду раздается стрельба в воздух. А мы стреляем по врагу, ведь если мы пропустим эсесовцев, то война продолжится. Так что в небе был фейерверк, а на земле шел бой, лилась кровь. Столько хороших ребят погибло… 

       Бой в населенном пункте ведут бойцы 83 бригады морской пехоты, 1942. Фото: russian7.ru. 

- Каким было отношение к женщинам в морской пехоте? 

- Если девушка вела себя порядочно, значит, ребята по отношению к ней также порядочны. Ротные командиры всегда старались мне помочь, присылали ребят, чтобы они помогали мне окопаться после боя. А в обороне старались паровать в землянках с пожилыми мужчинами. Он как отец тебе, вот не знала отцовской ласки дома, а на фронте поняла, что это такое. Он тебе и лишний раз напомнит, что ты должна покушать или в туалет пойти, или не стесняться чего-то. Очень хорошее отношение было со стороны мужчин. 

- У вас было личное оружие? 

- Обязательно. Сначала был карабин со штыком, потом СВТ-40, и во второй половине войны ППШ. Кроме того, пистолет на поясе, в другой раз и в сумке есть, за голенищем сапога и даже у груди. Доводилось из них стрелять по врагу. Когда мне после говорили о том, мол, женщина, а стреляешь, то всегда отвечала одно – я бью по врагу, а не по человеку. 

- Что было самым страшным на войне? 

- Все было страшным. Вот сидишь в окопе, а в небе вражеские самолеты появились, группами по 10-12 штурмовиков, и начинается круговерть, летят и бомбят один за одним. Все страшно. Но больше всего я лично боялась в плен попасть, это мой самый сокровенный страх был. Но Бог уберег от плена, а вот от пяти ранений и контузии не спас. Зато жизнь оставил. 

Старший сержант Валентина Клова (Костромитина) находилась на фронте, в рядах морской пехоты с июля 1941 по октябрь 1945 года. 

Награждена медалями "За Отвагу", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", орденами Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной войны II степени. 

       Наградной лист Валентины Кловой (Костромитиной). 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен