Вирусолог из США Анча Баранова рассказала о том, как следует относиться к коронавирусу, какие на его счет существуют предубеждения и какие пробелы в знаниях о нем человечеству стоит заполнить.
Профессор биологии университета Джорджа Мейсона (США, Вирджиния) Анча Баранова рассказала в интервью изданию Украина.ру, что коронавирус COVID-19 – "простенькая РНКовая программа, завернутая в белковую оболочку". Вирус способен жить только в организме хозяина – человека или летучей мыши, и не имеет других задач, кроме собственного размножения. Поэтому на эпидемию необходимо смотреть с точки зрения биологии и эпидемиологии, а не с точки зрения всемирного заговора и чьего-то злого умысла.
COVID-19 опаснее других инфекций последних десятилетий, но наиболее опасен он для групп риска – пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями.
По словам вирусолога, COVID-19 обнулил многие достижения медицины пяти последних десятилетий по улучшению качества жизни пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями и многие затраты на это. Но если это выгодно пенсионным фондам, это еще не значит, что они инициировали мировую пандемию.
Инфицированные COVID-19 делятся на три группы – переболевшие легко, переболевшие тяжело и те, кто не выжил. Главная проблема – люди второй группы, у многих из которых объем легких сократился примерно на 20-30%. По словам врача, теперь у этих людей на месте какой-то части легких фиброз, насколько его можно уменьшить, не ясно, но полного восстановления ждать не стоит. Молодой человек после тяжелой формы коронавируса уже никогда не побежит марафон, пожилой – больше не выйдет на работу и будет иметь одышку.
Впоследствии может возникнуть огромная нагрузка на здравоохранение, возможен массовый – в 10 раз – рост заболеваний хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Вирусолог хотела бы надеяться на чудо – полное восстановление легких у тяжело болевших, но в научной литературе таких данных пока не публиковалось.
Вирусологи последние 30 лет говорят об угрозе вирусных эпидемий. А в статье 2018 года в журнале Cell показано, что у летучих мышей иной, чем у человека, способ борьбы с вирусами: мыши выстраивают интерфероновую защиту и сосуществуют с вирусами. Множество спелеотуристов встречаются с летучими мышами в пещерах, один из них мог стать носителем нового вируса и "выпустить джинна из бутылки". Такое могло произойти еще несколько лет назад.
Эпидемии были всегда. Источник: https://pixabay.comДве коронавирусные эпидемии с еще более высокой летальностью – SARS и MERS – чудесным образом не распространились в таких же масштабах, что и COVID-19. У MERS смертность 35%, человек заболевает и умирает через три дня.
Вирусолог сообщила, что MERS – ближневосточный вирус, который передавался от летучих мышей и верблюдов, хотя верблюды из-за него не болеют. В первой половине 2010-х годов от него погибло 800 человек. Но этот вирус имел ограниченную способность передаваться от человека к человеку. SARS также начался от летучих мышей, и тоже в Китае. В 2002-2003 годах при вспышке SARS 8000 заболело и около 800 человек погибло. У COVID-19 вирулентность больше, чем у обычного гриппа и риновирусов, вызывающих насморк, но и не такая большая, как некоторых других вирусов, рассказала специалист.
Карантин в США принес также резкий рост статистики домашнего насилия в отношении детей, что объяснимо: люди стали больше проводить времени друг с другом и "превращаются в паучков в банке", из-за этого страдают и дети. Вирусолог советует придумать себе какие-то занятия.
"Но в принципе сейчас надо валиум пригоршнями всем раздавать", – замечает специалист.
Ситуация в США усугубляется потерей работы большим количеством людей, "огромное количество профессий умерло". Однако, по ее мнению, проблема эта решится: "как только появятся переболевшие люди, которые уже имунны и больше не заразятся, их начнут выпускать в экономику".
"Эти люди все поднимут. Да, все немного провалится, но потом поднимется. Биржа сейчас себя отлично чувствует. Акции сначала упали, но ситуация уже выравнивается", – считает Анча Баранова.
По мнению американского вирусолога, у России в условиях карантина есть два преимущества в сравнении в США. Во-первых, в Америку вирус пришел раньше, в России он появился с двухнедельных запаздыванием, что позволило в чем-то подготовиться. Второе преимущество – карантинные мероприятия, которые сейчас вводятся в Москве, достаточно жесткие. В американских городах пустые улицы, но жесткого контроля нет.
Анча Баранова считает, что в отношении карантина необходимо действовать быстро и жестко, и принимаемые в России меры " точно правильные"
"Меньше вреда для людей будет, чем если все это размазать по времени и территориям", – говорит вирусолог.
Анча Баранова. Источник: http://www.sib-science.info
По ее мнению, у поразившего мир COVID-19 немного разные штаммы, различаются также тактики лечения по странам и система учета смертности.
Говоря о перспективе течения пандемии, вирусолог сказала, что эволюция пары паразит-хозяин всегда идет в сторону снижения агрессивности паразита.
"Высокая смертность для вируса, как было с MERSом, может быть критична. Он быстро исчезнет. Но при смертности 2% вирусу нормально. Пока можно прыгать с одного хозяина на другого и много здоровых людей, ему хорошо. Эволюция в сторону смягчения агрессивности идет с большей интенсивностью, только когда вирус ограничен в числе хозяев", – сказала Анча Баранова.
Вирусолог также считает, что пока сложно говорить о том, стал ли COVID-19 мягче. Человечеству необходимо продержаться, пока вирус не эволюционирует до обычной простуды.
Вирусолог также считает, что при всеобщей вакцинации вирус можно победить, как это было с полиомиелитом, корью, оспой, которые почти истреблены. Препятствием может стать лишь нежелание вакцинироваться тех, кто принципиально отвергает этот способ защиты от инфекции.
Вирусолог не сомневается, что многие институты изменятся. В США будет перестроена система здравоохранения, поскольку сейчас некому платить за дорогостоящее лечение как выживших и тем более умерших. Возможный вариант – национализация системы здравоохранения в Америке, думает специалист.
Университеты также не вернутся в офлайн полностью, тем более что после карантина многим студентам будет нечем платить за следующих семестр.
Анча Баранова отвергает перспективу тотальной слежки, поскольку для этого нужны "тотальные деньги", которых ни у кого сейчас нет. Вместе с тем уже возросла слежка работодателей за работниками – за тем, что у них на экранах компьютеров, слежка за мобильными телефонами. Но это "не какие-то коварные планы доктора Зло, это просто вот такая человеческая реальность", считает вирусолог.