Сводка Совинформбюро и воспоминания ветеранов в проекте ИА FederalCity "Победный сорок пятый – день за днем".
28 апреля 1945 года войска 2-го Белорусского фронта, развивая успешное наступление в Померании, овладели городами Темплин, Торгелов, Эггезин, Штрасбург, Пазевальк, а также еще 15 населенными пунктами.
В Берлине силами 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта была заняты тюремный комплекс "Моабит" и подходы к мосту Мольтке на реке Шпрея. Отсюда до здания Рейхстага советским воинам оставалось пройти менее километра. Подразделения 5-й ударной армии взяли под контроль 27 кварталов германской столицы. 1-я гвардейская танковая армия вела бои у канала Ландвер. Экипажи 2-й гвардейской танковой армии, в сложнейших условиях, неся большие потери от фаустпатронов, вышли к Потсдамскому и Ангальтскому вокзалам, и вели бои к юго-западу от Зоологического сада. Части 8-й гвардейской армии прорвались к площади Лютцов и району Шенеберг.
Одновременно бронетехника 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта вела бои в районе железнодорожных станций Халензее и Вест-Кройнц, на правом фланге взаимодействуя с войсками 1-го Белорусского фронта. Подразделения 4-й гвардейской танковой армии и 13-й армии атаковали противника на острове Ванзее, форсировали канал и закрепились на захваченном накануне плацдарме на западном берегу Шпреи.
Танк Т-34-85 на площади в Берлине. Фото: waralbum.ru.
"Шпрее река небольшая, узкая, а на том берегу, метров через 500 – их линия обороны. Наши где-то лодки нашли и мы днем, в обед, давай переправляться, по четыре-пять человек в лодке. И как все переправились – пошли в атаку. Тогда мы все дурные стали – не боялись, что умрем сейчас, только: "Ура, ура!!!". Я тогда ручным пулеметчиком был, мы вчетвером, я, мой второй номер, комзвода и помкомвзвода до их окопов добежали, а так, пока мы до немецких позиций добрались – у нас от взвода только половина осталась. Рядом с позициями большая сосна росла, я там пулемет установил. Второй номер рядом со мной сидит. И вот он меня дергает, показывает на верх сосны. Я смотрю – там немец сидит, не успел, наверное, убежать, когда мы атаковали, и стрелять по нам не может – себя раскроет. Я посмотрел и снял его. Он рядом с нами упал, мой второй номер - семнадцатилетний еще пацан, снял с немца ручные часы. Второй номер дает мне часы, я не беру, не надо, может, я сейчас умру. А он забрал и через час погиб. На фронте же всем известно – если автоматический огонь, пулемет, дзот – надо эту огневую точку уничтожить. И вот так нас накрыли. Остался я и два командира.
К 22 часам у нас уже патронов не осталось, стали стрелять из немецкого оружия. Потом меня послали за боеприпасами. А кто должен идти, кроме меня? Больше никого нет. Я пулемет оставил. А зачем? Патрон же нет, палка, только мешает, и пошел. Бойцы подразделения старшего лейтенанта П. Руденко на позиции в уличном бою в Берлине. Фото: waralbum.ru.
Уроженец Аксайского района Казахстана, он прошел фронтовыми дорогами от Волги до Сталинграда. Был трижды ранен, освобождал Белоруссию и Польшу, форсировал Вислу, Одер и Шпрею, награжден орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина".
К вечеру 28 апреля окруженные в районе Потсдама фашистские войска прорвали кольцо и соединились у реки Хавель с наступающими на Берлин частями 12-й армии Венка.
Войска 2-го Украинского фронта восточнее Брно стремительным ударом освободили Поповице, Табровани, Жарошице, Немояны, Куновице и еще несколько сел и деревень на территории Чехословакии.
Советские бойцы ведут обстрел противника на крыше здания в Берлине. Фото: waralbum.ru.