Социализация несоциальной дистанции: ошибка, зомбирование или рождение нового термина?

Социализация несоциальной дистанции: ошибка, зомбирование или рождение нового термина?
  Социальная дистанция. Фото с сайта ru.freepik.com

Вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова призвала сограждан скрупулезно соблюдать меры безопасности – масочный режим и социальную дистанцию, дабы избегнуть наступившей осенью тяжелой ситуации с COVID-19, подобной той, что сложилась прошлой весной. 

В то же время исследование ВЦИОМ «Индикатор Буарон: готовность россиян к профилактике в эпидсезон» показало, что социальную дистанцию стали держать 38 процентов участников опроса – независимо от того, болели ли они или нет.

Между тем по поводу самого термина «социальная дистанция» многие испытывают недоумение. Обычно это словосочетание ассоциируется с общественными науками, например, оно может означать разрыв в социуме между богатыми и бедными. В приложении же к эпидемиологической ситуации уместнее был бы термин «физическая» или «санитарная дистанция». И ВОЗ полагает термин «физическая дистанция» наиболее предпочтительным в период пандемии COVID-19.

Отныне социальная дистанция ассоциируется с противоэпидемическими мерами. Фото с сайта pixabay.com

У некоторых даже возникают конспирологические идеи: а не придумано ли это некими темными силами специально, в целях зомбирования общественного сознания? 

– Во всех пособиях по эпидемиологии и организации карантинных мероприятий используется только термин «санитарная дистанция», и трактуется он как минимальное расстояние между людьми, гарантирующее незаражение при прямом контакте, - пишет пользователь под ником Вождь Бармалеев. – А социальная дистанция – это, грубо говоря, дистанция между владельцем предприятия и грузчиком на этом предприятии, даже в тот момент, когда они обнимаются и по ковру катаются. Такая подмена очень сильно бьет по подсознанию. Людей программируют именно на социальное разобщение именно в тот момент, когда нужно максимально сплотиться. Зачем?

Коллаж из ФБ "Квартирное бюро города-курорта Сочи"

Другие, впрочем, считают, что начало всему дала, все-таки, простая ошибка.

- Возможно, сначала была ошибка, банальная неграмотность, - заметила в беседе с ИА FederalCity депутат Законодательного собрания Ленинградской области, социолог по образованию Валерия Коваленко. – Надо, конечно же, «физическое расстояние», «физическая дистанция». Потом уже возникло осознание того, что таким образом в умы населения вводиться такое понятие, как «социальная дистанция». Привыкнут.

Есть и мнение, что на стыке санитарии, социологии и психологии возник новый многозначный термин. Социолог и политолог, доктор социологических наук профессор Дмитрий Гавра так прокомментировал для ИА FederalCity этот феномен:

Дмитрий Гавра. Фото из ФБ Д. Гавры

- Социальная дистанция – устойчивое словосочетание, применяемое в социологии уже более ста лет. Термин этот был введен известным немецким философом и социологом Георгом Зиммелем. Он имел в виду разрыв в статусе между социальными субъектами – индивидуумами и группами. Социальная дистанция порождает социальную динамику: обладающий высоким статусом индивидуум пытается всеми силами сохранить эту дистанцию, а менее социально значимые субъекты – всячески стараются ее сократить.

Позже термин применяли в чикагской социологической школе при исследовании сообществ в структуре американского города. Потом он перешел и в социальную психологию.  

Конечно, то, что сейчас, в связи с мерами безопасности при COVID-19, называют «социальной дистанцией», на самом деле обозначает физическое или, если хотите, интимное расстояние между людьми. Психологии известно, что лишь близких людей мы готовы подпускать на расстояние меньше полуметра. Это и есть интимная дистанция, а то, что дальше – уже социальная. Этому есть и биологическое объяснение: мы готовы допустить не близкого человека на расстояние не меньше, чем длина вытянутых рук – то есть, которое требуется для нанесения удара. А дистанция в два – три метра позволяет при необходимости легко убежать от опасности.

Так образом мы видим, что этот термин связан прежде всего с психологией, а никак не с санитарией. Но как же он тогда получил употребление в приложении к пандемии коронавируса? С моей точки зрения, он был введен санитарными врачами, которые мало что понимают в социологии, но разбираются – хотя бы поверхностно – в психологии. Поэтому термин и оказался настолько уязвимым. 

Но поскольку, помимо своего географического или физического смысла, в период пандемии соблюдение дистанции между людьми стало и показателем социальной ответственности, теперь термин возможно употреблять и в этом смысле. То есть, если можно так выразиться, произошла социализация несоциальной дистанции. 

Фото с сайта pixabay.com 





Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен