О почти катастрофической ситуации ИА FederalCity рассказали жители защитившихся от реновации пятиэтажек юрист Надежда Сидорина и экс-муниципальный депутат Пресненского района Владимир Струков.
Надежда Сидорина – обладательница квартиры в добротном пятиэтажном доме. В Камушках живёт уже несколько поколений ее семьи. Когда в этом месте еще были бараки, здесь жила ее бабушка, участник Великой Отечественной войны. Одна из подруг и ровесниц бабушки еще живет в одном из пятиэтажных домов. Для строительства жилья здесь были осушены болота, и в стройке в качестве главного инженера участвовал дед Надежды. Ее отец родился в местном роддоме и живет здесь и сейчас. Сама Надежда и ее сестра тоже прожили здесь всю жизнь.
В микрорайоне Камушки. Фото: Надежда Сидорина
Но пришла реновация. Большая часть из 25 домов благополучного зеленого микрорайона была расселена, остались лишь шесть домов, два из которых – пятиэтажки, построенные в 50-х годах ХХ века. В районе раньше было много зеленых зон, много детских площадок, аптеки, продуктовые магазины, детский сад.
Однако вся создававшаяся десятилетиями инфраструктура была разрушена: не осталось ни одной аптеки в микрорайоне, ни одного продуктового магазина поблизости. К единственному функционирующему магазину возле Шмитовского проезда проход заблокировали заборами, прохода к нему так и нет из периметра огороженного района. Единственная почта работает с перебоями из-за периодических отключений электроэнергии и воды. Весь микрорайон перегорожен заборами, пройти и проехать по нему, используя привычные, удобные маршруты, невозможно. Остающимся жить здесь москвичам приходится идти в обход, отчего особенно страдают дети, для которых путь в школу и из школы увеличился на несколько километров. Аварийные, пожарные автомобили и машины скорой помощи не в состоянии проехать к нужному дому по тем узким проездам, которые остались в результате огораживания района и снятия шлагбаумов, установленных ранее жильцами: припаркованные на каждом клочке земли и тротуара машины работников Сити делают почти невозможными и проезд, и парковку в микрорайоне Камушки.
Камушки и Москва-Сити. Фото: Надежда Сидорина
Узкие тротуары вблизи проезжей части на границе микрорайона частично заняты бетонными блоками реновационной ограды и создают повышенный уровень опасности - разойтись двум людям на такой узкой дорожке уже не получается, кому-то приходится рисковать из-за несущихся рядом машин.
Все это продолжается уже долгое время, несмотря на жалобы жителей заборов не стало меньше. Напротив, несколько дней назад территорию школы №2055 (бывшая №340) тоже обнесли заборами - такими же, как в микрорайоне Камушки в связи с реновацией, - железная ограда на бетонном основании. При этом никаких оповещений и информационных щитов о том, в связи с чем эти ограждения выставлены, нет, что также является одним из нарушений, на которые жалуются жители. Огородили также несколько детских площадок, которые никак не должны были относиться к реновационным домам, на которые могли бы претендовать застройщики. Уже пообещали закрыть и детский сад.
Зато, по словам Надежды, открыли какой-то центр социальных инициатив. Он расположился на первом этаже жилого дома, в нем риэлтор предлагает всем желающим быстро продать их квартиры и уехать из района. В почтовые ящики всем опускают листовки с предложением в срочном порядке продать квартиру.
Заборы в Камушках. Фото: Надежда Сидорина
Надежде, специалисту в сфере международного и зарубежного права, пришлось глубоко погрузиться в законодательство, чтобы понять, как такое могло произойти – люди лишены возможности нормально жить в своем районе. Она обращалась во всевозможные инстанции, но все жалобы были безрезультатны.
Об отношении коммунальщиков к оставшимся вне реновации двум пятиэтажным домам говорит тот факт, что в них в ускоренном порядке был проведен капитальный ремонт, вероятно, чтобы освоить средства, которые жители платили за капремонт.
Но провели этот ремонт "халтурно". Он принес больше разрушений. Над квартирой Надежды была сломана крыша, и теперь дождевая и талая вода быстро разрушают кирпич стен ее дома. В подъезде в подлестничном пространстве отслоились огромные куски штукатурки длиной 2 м. Не ясно, кто мог принять такой ремонт, говорит Надежда, - к жителям за подписанием бумаг о проведении капитального ремонта не обращались.
Одновременно с капремонтом с ноября 2020 года жители дома оказались без проводной телефонной связи, которой нет до сих пор. О заявке, оставленной еще в ноябре, в МГТС систематически "забывают" несмотря на регулярные напоминания жителей и повторные жалобы.
Состояние подъезда после капремонта. Фото: Надежда Сидорина
В настоящее время свисающая штукатурка после множественных обращений в различные ответственные госструктуры сбита с поверхностей, но ремонт подъездов так и не проведён. В официальных ответах речь идёт о том, что по плану благоустройство подъездов дома должно произойти в 2021 году, - однако капитальный ремонт проходил в 2020 году и должен был включить ремонт подъездов.
Единственным ощутимым результатом после обращения в официальную инстанцию стала реакция ОАТИ, после которой были установлены три мусорные площадки, однако они не возле домов, а на границе микрорайона, что затрудняет их использование. Ранее мусорные площадки были убраны, а в подъездах местный "Жилищник" перестал производить уборку. Кроме того, в лифте подъезда, где живет Надежда, стоит трупный запах, и обращения десять различных инстанций, включая полицию, ничего не дали, после проверки жильцам заявили, что "все в порядке".
"У меня такое ощущение, что все намеренно делается для того, чтобы дом разрушился как можно скорее, чтобы его можно было подвести под аварийное жилье. Хотя дом крепкий, у него толстые стены, высокие потолки (3,15 м), паркетные полы, лифт. Есть все условия для прекрасной жизни", – говорит Надежда.
Кто-то разлил в подъездах защитившихся от реновации пятиэтажек красную краску с очень едким запахом. Фото: Надежда Сидорина
Она говорит, что в ее квартире сделан отличный ремонт, жить в микрорайоне было хорошо и комфортно, все находится в шаговой доступности, так что даже автомобиль не нужен. Никуда переезжать она и другие жильцы не собиралась.
Ограждение в Камушках. Фото: Надежда Сидорина
"Это все происходит в цивилизованном обществе, в центре Москвы, и я не понимаю, как это вообще возможно, – говорит Надежда.
По словам Надежды, с декабря жители Камушек пытаются рассказать о своей проблеме, но тщетно, а в СМИ постоянно встречаются какие-то заказные статьи, где показывают какие-то разрушенные "убитые" квартиры, и говорят, что из таких жители переехали в новые – по реновации.
Жители, отмечает Надежда, понимают, что земля в Камушках очень дорогая и её расположение достаточно выгодное, - поэтому, скорее всего, с их согласия или без такого согласия здесь будут зачищать и застраивать территорию.
Когда жильцы пятиэтажек смогли выйти из программы реновации, у них была надежда, что, отстояв свои дома, они смогут жить спокойно, и никто не покусится на их жилье. Но теперь, когда принят закон о комплексном развитии территорий, уже ничего никому не гарантировано, говорит Надежда.
Надежда считает, что новый закон о комплексном развитии территорий может быть применен практически в любой ситуации, если только властям та или иная территория покажется интересной. Закон позволяет сносить аварийные, ветхие дома, а также те, в которых капитальный ремонт обойдется слишком дорого (но конкретные показатели закон не устанавливает), дома периода индустриального строительства по типовым проектам. Еще одна опасность закона в том, что при выселении на основании этого закона жители микрорайона Камушки, скорее всего, не смогут получить замену в таком же выгодном расположении, и неясно, смогут ли они остаться в ЦАО исходя из критериев замены. К тому же, при присвоении дому формальной категории ветхого или аварийного жилья, его рыночная стоимость, скорее всего, будет падать даже невзирая на тот факт, что объективно это жилье может быть достаточно крепким и надёжным. Закон устанавливает невыполнимые сроки для проведения собраний жильцов по выходу из программы комплексного развития территорий, а про включение дома в такую программу никаких обязательств у властей нет. То есть люди могут просто не узнать о включении дома в программу и не успеть отстоять его.
Надежда подчеркивает, что хотя жителям Камушек нравится жить в их микрорайоне, но они понимают, что в случае реконструкции микрорайона "здесь уже ничего нас не спасёт". Поэтому она и жители готовы сделать все, чтобы защитить свои законные интересы и добиться переселения – если оно все-таки неизбежно – в достойное жилье, жилье того же качества и аналогичного расположения.
Равноценность замены жилья особенно тревожит в связи с разочарованием переселенцев – бывших соседей по микрорайону. Они оказались заселены в огромный жилой комплекс, где неудобные планировки, длинные коридоры, повышенная этажность и не открываются окна на верхних этажах. А качественные квартиры в домах точечной застройки рядом с Камушками властям, как предполагает Надежда, и ранее было жалко отдавать переселенцам из сносимых пятиэтажек, - так как все эти территории для застройки изначально были выделены для расселения жителей микрорайона Камушки, но в итоге были отданы под коммерческое жильё.
ЖК, в который переселены жители Камушек по программе реновации. Фото: бризекс.рф
Намерение требовать адекватную замену существующего жилья в случае переселения выразил и другой собеседник ИА FederalCity – Владимир Струков, житель микрорайона и бывший муниципальный депутат Пресненского района в 2012–2017-й годах.
Он также рассказал о нетерпимых условиях, в которых оказались жители оставшихся вне реновации домов в Камушках. Весь микрорайон перегорожен заборами, теперь в квартал только два въезда. Машины работников из Москва-Сити постоянно заполняют двор и загораживают выезд, так что выехать из Камушек часто очень сложно.
Но самая главная проблема – отсутствие информации о перспективах микрорайона.
"Нам не сообщают, что будет дальше. Снесут эти оставшиеся дома или оставят нас здесь. Мы не уверены, что наши дома оставят несмотря на то, что мы вышли из программы реновации. Ведь строителям нужен весь квартал, не просто так все это затевалось. Но никто не ведет диалог, никто не сообщает нам никакой информации", – говорит Струков.
Струков также полагает, что к Камушкам могут применить новый закон о комплексном развитии территорий.
"Это пугает – то, что по этим законам, которые были приняты недавно, мы ничего не можем сделать, нас просто могут взять и расселить. Если бы мы знали, что с нами будет, мы, может быть, сами продали бы поскорее квартиры и уехали отсюда. Может быть, здесь такое начнется, что здесь будет жить невозможно", – сказал Струков.
В то же время подавляющее большинство жителей не хотят отсюда уезжать, говорит Владимир. Особенно в свете отзывов бывших соседей, оказавшихся в "человейнике", в который их переселили из оазиса, каким ранее были Камушки.
"Мы готовы к диалогу, но и к борьбе за свои интересы, если придется, мы тоже готовы", – сказал в заключение Владимир Струков.